ß .КОСТЕРИНА Свердловский театральный институт
КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР НА УРАЛЕ (отрывок)
На Урале крепостные, театры появляются в первой половине XIX в., когда крепостное искусство в целом переживает глубокий кризис. "Задолго до отмены крепостного права, - пишет С.С.Данилов, - происходит или полная ликвидация крепостных трупп, или постепенное перерождение их в предпринимательские театры, основанные на принципах частной коммерческой антрепризы" . Т.Дынник так же считает, что 40-е гг. XIX в. являются "последними, бесславными" годами крепостного искусства, когда "театры прикрываются, труппы распродаются, новые предприятия не возникают" . Столь позднее появление крепостных театров на Урале предопределено, на наш взгляд, особенностями' развития региона. ".Образуя район, до самого последнего времени резко отдаленный от центральной России, - отмечал В.И.Ленин, - Урал представляет в то же время оригинальный строй промышленности. В*основе "организации труда" на Урале издавна лежало крепостное право, которое и до сих пор, до самого конца XIX в., дает о себе знать на весьма важных сторонах горнозаводского быта" . Особенностью развития крепостных театров на .Урале является их прикрепленность к заводам. Горнозаводское производство, по сло вам В.И.Ленина, определяло все стороны жизни края. Владельцы уральских театров - В .А.Всеволожский, П.А.Демидов, Соломирские и др.- были не только крупнейшими заводовладельцами. "Уральские горно¬ промышленники были и помещиками и заводчиками, - указывал В.И.Ленин, - основывали свое господство.не на капитале и конкуренции, а на монополии и своем владельческом праве
’Театр крепостной интеллигенции существовал также на Чермозском заводе в 20-30-е гг. XIX в. Знаменательно, что как раз в этот период на Чермозе возникло ."Общество вольности". Причем приходское училище, бывшее "рассадником" вольнолюбивых идей, одновременно было и театральным очагом. Не случайно при аресте участников Общества, происходившем в училище,- на вопрос полиции: "Что Вы здесь делаете?" последовал ответ: "Говорим о нашем театре" . Кроме того, во время обыска 16 января 1837 г. в с.Усолье у подозреваемого в причастности к Обществу Якова Кирпищикова было найдено письмо одного из членов Общества Михаила Ромашова от 3 ноября 1836 г., в котором говорилось: "... Вы требуете у меня книги из театра Коцебу - Баярда, но, к несчастью Вашему, я не могу теперь вполне удовлетворить Ваше требование, ибо книга эта, которую Вы у меня требуете, у Ивана Кузьмича в дому. А это и было главной причиной моего медленного ответа к Вам, так как я дожидался, когда возвратят упомянутую книгу в библиотеку, но наконец терпение мое лопнуло" . Созданию театра в Чермозе способствовало прежде всего то, что здесь была почва, питавшая крепостных интеллигентов, раскрепощавшая их умы и сердца. И здесь необходимо назвать Чермозскую школу, полный курс обучения в которой в 20-е гг. XIX в. составлял 9 лет. Крепостные ученики имели возможность изучать русский язык, грамматику, основы риторики, географию, историю, рисование, латинский, законоведение и т.д. По распоряжению Лазаревых наиболее даровитые юноши с завода отправлялись в Петербург и Москву, где они должны были "обучаться разного рода ремеслам и некоторым горным наукам". Но в то же время возвращавшиеся из крупных культурных центров молодые люди привозили с собою нравы и понятия, "не свойственные их крестьянскому сознанию". Большую роль в приобщении крепостных к культурным ценностям, формировании эстетических потребностей играла заводская библиотека, насчитывавшая 900 экз. книг, среди которых было, много русских и переводных пьес, опер и т.д. Актеры Чермозского театра были "достаточно образованными и начитанными для своего времени людьми, представляли заводскую интеллигенцию, - пишет историк Чермозского завода Н .И .Новокрещенных. - Но все же они были крепостными, и образование их, и начитанность, и даже профессии не давали им никакого преимущества". Деятельность Чермозского театра была прекращена в 1836 г. А.А.Кирпищикова, уроженка Чермоза, вспоминает об этом так: "После разгрома "Общества вольности" чермозское вотчинное правление попало под жандармский надзор, начались репрессии. Местная школа была закрыта, царь велел пересмотреть "существующие постановления о приеме в учебные заведения людей несвободного состояния", была произведена чистка местных библиотек, о театре запретили и думать..." В‘ 60-е гг. театральная деятельность в Чермозе возобновляется, но принимает форму литературных вечеров, на которых ставятся отрывки из драм и трагедий А.С.Пушкина, комедий А.Н.Островского, читаются стихи и проза русских поэтов и писателей (Некрасов, Щедрин и др.).

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев