КРЕПОСТНЫЕ И ЗАБЫТЫЕ ЖИВОПИСЦЫ ПРИКАМЬЯ КОНЦА XVIII — I ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ (продолжение)
Е. Егорова «ЖИВОПИСНОМУ ХУДОЖЕСТВУ ОБУЧЕНЫ»
Живописные работы крепостных художников, дошедшие до наших дней, неоднородны по своему художественному уровню. Некоторые поражают свежестью, непосредственностью и наивностью, другие — выучкой. Поэтому возникает вопрос: где эти мастера получили свое художественное образование, откуда брались у них умение и навыки. Чтобы ответить на него, необходимо вспомнить творческие биографии художников из народа, прославивших своим искусством родной край, и тех, имена которых сохранились только на пожелтевших листах архивных документов. Уже в конце XVIII века в Прикамских вотчинных имениях Строгановых и Лазаревых для обучения живописи, архитектуре, резьбе по дереву отбирались мальчики из служительского клана (приказчиков, конторщиков, писарей...) имеющие способности к рисованию, живописи, лепке. Чтению и письму эти «избранники» до открытия владельцами школ, обучались в частных школах или у дьячков, а профессиональную «выучку» проходили в местных иконописных мастерских. В училищах с. Ильинского и Чермозском заводе уроки рисования были поручены специальным преподавателям и стали обязательными для учеников. Это дало возможность выбирать для дальнейшего обучения живописи наиболее способных мальчиков и направлять их затем в живописные мастерские Прикамья, к цеховым мастерам в Москву и Пермь, а подающих надежды даже в Петербург в Академию художеств. Правда, таких избранников было немного и, в основном, это были крепостные Строгановых, самых богатых в Прикамье промышленников. Они редко бывали в своих имениях и жили за границей и в Петербурге. Дом Строгановых в Петербурге славился своим покровительством искусствам и был открыт любителям науки, слова, живописи, артистам и вообще талантам. Одним из образованнейших людей своего времени был граф Александр Сергеевич Строганов (1733—1811). Картинная галерея Строгановых в то время была одной из лучших в Петербурге. В 1800—1811-х годах Александр Сергеевич был президентом Академии художеств. В годы жизни А. С. Строганова определился и возмужал талант его крепостных — знаменитого зодчего Воронихина и живописца Медведникова. А. Н. Воронихину славу принесли архитектурные сооружения, но немногие знают, что первые шаги в искусстве он сделал как живописец. В 1765—1772 годах он жил в селе Ильинском и обучался в живописной мастерской. Сохранилось письмо его первого учителя Гаврилы Юшкова управляющему строгановскими вотчинами в Усолье: «...препровождаю двоих наилучших из наших мастерских учеников — Карташова Павла да Воронихина Андрея. 'Оба они пишут изрядно...» '. Продолжив «выучку» в мастерской Пыскорского монастыря, он вместе с братом Ильей в 1777 году при ехал в Москву. Здесь они в конце 1770-х годов расписывали сени трапезной Троице-Сергиевой Лавры. В конце 1779 года граф А. С. Строганов обратил внимание на работы даровитого юноши и вызвал его в Петербург. В господском доме Андрей Воронихин «состоял» при молодом графе крепостным художником и слугой — «своим дворовым человеком». При содействии графа он получил как живописец первые академические звания: «назначенного» за акварель «Картинная галерея Строгановского дворца» и «академика перспективной и миниатюрной живописи» за картину масляными красками «Вид строгановской дачи». И только в 1800 году ему было присвоено звание архитектора, и он начал преподавать в Академии художеств. В 1802 году — профессора с 1811 года — старший профессор архитектуры. Поскольку наша статья посвящена вопросам обучения живописи, то мы не считаем возможным останавливать внимание читателя на архитектурном творчестве Воронихина. Известно, что помимо педагогической деятельности в Академии художеств, зодчий имел частных учеников, в основном крепостных, из числа тех, которые не смогли попасть в Академию: П. С. Садовникова, М. П. Коринфского, И. Ф. Колодина и др. О методах его обучения сведений не сохранилось. По одному из ранних рисунков П. С. Садовникова, копии с гравюры Ф. Гильфердинга «Вид дворца в с. Коломенском» можно считать, что перерисовка гравюр была начальной стадией обучения. Мастер перспективной живописи Воронихин, вероятно, рекомендовал копирование архитектурных видов своим ученикам . О современнике Воронихина живописце Медведникове известно не много. Не удалось установить ни его имени, ни точных дат его жизни. Не найдены и его картины. Сын дворового человека из села Новое Усолье, он был привезен в Петербург в господский дом «мальчиком для услуги». Здесь заметили его «охоту» к рисованию и стали учить его этому искусству. Когда владелец нашел, что Медведников сделал достаточные успехи в рисовании, то дал ему «вольную» и поместил в Академию художеств, по окончании котором отправил за свой счет для усовершенствования в Италию. Привезенные из-за границы картины Медведникова заслужили похвалу графа, а Академия художеств удостоила его звания академика живописи. Вскоре А. С. Строганов назначил его хранителем своей картинной галереи . Эти сведения об академике жи вописи Медведникове — единственные. Они были собраны пермским краеведом, автором «Летописи губернского города Перми. 1781-1844» Ф. А. Прядилыциковым (1781—1844). Наши попытки разыскать какие-то дополнительные факты о жизни и творчестве Медведникова пока не увенчались успехом. Меценат А. С. Строганов был тщеславен. Он считал, что талант крепостного является также его собственностью. И освободив от крепостной зависимости Воронихина и Медведникова и покровительствуя им, он продолжал держать их при себе, используя их способности в собственных целях. Хотя сведения об образовании живописцев скудны и разбросаны по многим источникам, все-таки можно проследить, что в Прикамских имениях Строгановых и Лазаревых наибольшее количество учеников у живописцев наблюдается в первую половину XIX века, особенно в 30—40-е годы, когда шло интенсивное строительство новых церквей и перестройка старых. В 1794 году было открыто приходское училище в селе Ильинском, где кроме обязательных предметов закона божьего, родного языка и арифметики учили еще обязательно пению и рисованию. Из документов по содержанию училища известно, что в 1817—1818 годах «учителем рисовального класса и певческой капеллы был Александр Белобородов», а учителем живописи —-Алексей Ермаков с двумя учениками» . В имении Лазаревых, Чермозе, училище было открыто в начале XIX века. В положении об училище 1815 года говорилось, что в училище принимаются «всегда здоровые с понятием мальчики служительского класса». Курс обучения был девятилетний, в программу, на ряду с общеобразовательными дисциплинами, были включены предметы, необходимые в заводской практике. В главе 12 Устава училища, посвященной рисовальному классу, было записано: «Из числа учеников, находящихся в самом училище, дозволяется сверх преподаваемых наук, обучаться рисовальному искусству, для чего и назначен особый учитель. Часы рисования назначаются два раза в неделю... Рисованию ныне обучает живописец Михаил Ромашов. Он в обязанности прилагать старание в успехах учеников в сем искусстве... Кто из числа учеников достигнет большого знания в рисовальном искусстве, тот в праве надеяться получить значущее место по заводской части». После расследования дела 1836 года «Об обществе вольности» в Чермозе, училище было реорганизовано в обычное «приходское». Официальный вывод гласил, что «ранние незрелые ложнообразованные приказчики и учителя зловредчики»

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев