Самый известный вариант, хранящийся в Капитолийском музее, состоит из двух частей – голову датируют V в. до н. э., а тело – I в. до н. э.
Это объясняет, почему волосы не свисают вниз, как при наклоне головы, а струятся по бокам лица. Произведение породило множество копий и вариаций, которыми любуются посетители музеев в разных странах.
Кем был этот мальчик?
Многие историки и искусствоведы уверены, что это не простой греческий пастух. Поскольку у греков укол шипа был метафорой боли, мальчик мог быть Подалейросом, сыном целителя Асклепия. Римляне, копировавшие все греческое, называли юношу Спинарио и считали сыном Энея. Существует мнение, что это Марцио – гонец, который в IV веке до н. э. прибежал в Рим, чтобы предупредить о нападении этрусков. Шип, который застрял в его ноге, он не выдергивал, чтобы не тратить время, поэтому стал одним из символов героизма и презрения к боли.
Такой сюжет в античное время был очень популярен. Сохранилось несколько вариаций статуи, есть даже изображение бога плодородия Приапа, который собирается вытащить из ноги растоптанную колючку. Если посмотреть на него, склонив голову, можно различить крупные мужские органы.
Скульпторы и художники изображали юношу или мужчину, вытаскивающего колючку, и позже. Например, такой сюжет присутствует в романских церквях в виде барельефа на порталах. Шип представляет собой грехи, от которых надо освободиться, прежде чем продолжить путь. Картины и скульптуры с юношей есть в базиликах Везле, во Франции, Сант-Амброджо в Милане, одно из произведений украшает фонтан Маджоре в Перудже.
Этот же сюжет присутствует в барельефах, скульптурах и на картинах эпохи Возрождения.
Впервые он встречается на двери баптистерия Флоренции 1401 года. В сцене жертвоприношения Исаака в левом нижнем углу можно увидеть сидящего человека, намеревающегося удалить занозу из ноги. В коллекции, переданной в 1471 году папой Сикстом IV в качестве подарка римскому народу, тоже было такое произведение. Его увидел Синьорелли – художник эпохи Возрождения, который включил Спинарио в картины «Мадонны с Младенцем» 1492 г. и «Крещение Христа» 1508 г.
Далее сюжеты со Спинарио распространялись как лесной пожар. Еще один шип присутствует во фрагменте Алтаря Бичи, датируемого 1488-1489 годами. Здесь мужчина не вынимает занозу, а только снимает обувь. Спинарио изображал в своих этюдах Ян Госсарт – фламандский художник, посетивший Рим, он стал персонажем гравюр Марко Денте 1515-1527 гг. А позже, в 1581 году, Диана Скультори Гизи создала схожую скульптуру «Раб, удаляющий занозу из своей ноги».
Появились копии из слоновой кости, и женские варианты позы. На гравюре XVI века изображена Венера, которая сушит ногу после ванны и вытаскивает шип. Согласно мифу, из капель ее крови появляются красные розы.
На портрете кардинала Антонио Пуччи работы Пьера Франческо Фоски 1540 года, изображена статуэтка с таким сюжетом, находящаяся на столике.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1