Дело в том, что, во-первых, этот дрон появлялся везде, где наиболее остро проявлялись геополитические интересы Анкары или где турки могли бы заработать на их продаже: первый экспортный покупатель - Катар, боевое крещение в Сирии, Ирак, Ливия, Нагорный Карабах и Украина. Во-вторых, успехи его применения освещались турецкими СМИ, а так как к вышеназванным регионам (и связанным с ними конфликтам) приковано внимание мировых СМИ, политиков, различных экспертов и журналистов, то слово «Байрактар» не раз упоминалось в различных выпусках новостей, репортажах и дискуссиях.
Отдельно стоит сказать о Нагорном Карабахе и Украине.
Нагорный Карабах.
В ходе первого конфликта, по понятным соображениям политических симпатий к Турции, азербайджанские СМИ восхваляли исключительно Байрактары несмотря на то, что на вооружении у Баку были и израильские БПЛА. Стоит отметить, что Нагорно-Карабахский конфликт был предметом внимания мировых СМИ именно из-за дронов, использование которых стало ключевым фактором в превосходстве Азербайджана над Арменией, двух примерно равных по боевому потенциалу современных армий. Большую роль в популярности Байрактаров в ходе армяно-азербайджанского конфликта сыграл и пиар-эффект. Эффективное информационное воздействие оказали впечатляющие видеоролики, показывающие боевые удары и уничтожение беспилотниками военных объектов и живой силы, а также быстрое распространение таких роликов в СМИ и социальных сетях.
Украина.
Больше чем за полгода до начала конфликта на Украине киевское руководство закупило еще одну партию уже популярных на тот момент Байрактаров. После этого признательный Эрдогану Зеленский принялся на весь мир заявлять о своих политических и военно-экономических успехах и возросших возможностях в борьбе с российской армией, еще раз прорекламировав турецкие дроны.
С началом военных действий на Украине тема применения Байрактаров не могла не появиться в СМИ по нескольким причинам. Во-первых, даже рекламщик-дилетант догадается использовать возможность представить Байрактары как «истребители» (не важно, правда это или нет) военной техники РФ, одной из лучших армий в мире. Во-вторых, понятное желание США и стран НАТО еще раз показать, какую роль играет иностранное вооружение для противодействия главному противнику – России. В-третьих, применение беспилотников в современных войнах – это всегда интересно.
Байрактар - проект зятя Эрдогана
Нельзя не упомянуть, что в популярности беспилотников президент Турции заинтересован не только потому, что их продажи повышают военно-политический престиж страны, а еще и лично.
Беспилотник Байрактар (Bayraktar TB2) разработан турецкой компанией Baykar, принадлежащей двум братьям. Один из них - Сельчук Байрактар (получивший «Орден Карабаха» от президента Азербайджана), технический директор компании и зять Реджепа Тайипа Эрдогана. По мнению некоторых СМИ, для развития производства и продвижения продаж данного БПЛА, а также повышения благосостояния своей семьи Эрдоган использует и свое политическое влияние как лидера государства. Зачастую многие «друзья и близкие партнеры» Анкары при выборе беспилотников склоняются именно в сторону турецких.
Можно отметить, что с 2006 по 2021 годы компания Baykar увеличила производство и экспорт своей продукции в семь раз. Только на ударный беспилотник Байрактар поступают заказы из 16 стран, в том числе из Украины, Азербайджана, Марокко, Туниса, Катара, Кыргызстана и Туркменистана.
Технические характеристики Байрактара
Технически Байрактар является «средним» беспилотником. Небольшая масса обуславливает удобство эксплуатации, но в то же время является причиной серьёзного ограничения по массе боевой нагрузки (150 кг на четырёх узлах подвески). Из-за весовых ограничений основным вооружением беспилотника являются противотанковая ракета и 70-мм реактивный снаряд. При хорошем соотношении малого веса и поражающей силы они обладают серьёзным недостатком в виде ограниченной дальности
(8 км при подъёме до предельного потолка), особенно если БПЛА действует с малых высот.
Байрактар обладает отличными показателями длительности полёта – заявлен рекорд в 27 часов. Но все-таки основным преимуществом Байрактара является цена, он значительно дешевле, чем аналогичная продукция западных конкурентов.
Вместе с тем, данный дрон имеет еще один существенный недостаток – отсутствие спутникового канала связи. Кроме того, Байрактар имеет высокую степень уязвимости для современных систем ПВО, что подтвердилось в ходе российско-украинского конфликта. Справедливо также отметить, что, например, США в вопросе разработки беспилотных летательных аппаратов ушли намного вперед.
Таким образом, популярность Байрактара во многом обусловлена его применением в регионах, находящихся в центре внимания мировых СМИ. В частности, в последние годы он находился «в нужное время в нужном месте». Еще одним фактором, влияющим на продажи данного дрона, является личная заинтересованность президента Турции, дочь которого замужем за одним из разработчиков этого БПЛА. В общем секрет успеха Байрактара оказался прост: средние технические характеристики, дешевая цена в сравнении с конкурентами и впечатляющий пиар-эффект. И, конечно, никаким «чудо-оружием» этот беспилотник не является.
Нет комментариев