added April 14 2017 at 16:54
added January 2 at 21:40
added December 16 2019 at 14:09
Зинаиде Александровне Курашкиной, урожденной Гришутиной, первого декабря исполнилось 85 лет!  Она удивительно ясного ума человек и имеет великолепную память, которой позавидовали бы многие молодые. Пожелаем ей надежного здоровья и энергии! Отец Зинаиды Александровны, Александр Иванович (1914-1943), погиб на фронте. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_dopolnitelnoe_donesenie58041498/?backurl=/heroes/?last_name=Гришуткин&first_name=Александр&middle_name=Иванович&date_birth=&adv_searc
added November 18 2019 at 21:35
Икона, которой более 150 лет, написана крестьянином села Никольское Краснослободского уезда Иваном Емельяновичем, который вместе с братом Петром, а также родственником Федором Авдеевым, в 1851 г. был сослан в Сибирь. В 1843 г. вышел Указ о переселении крестьян в Сибирь.
added October 5 2019 at 10:38
Курашкин Леонид Никитович жив.Ему 27 сентября исполнилось 93 года.Он на ногах,еще работает по дому.Живет в г.Ковылкино.
added September 6 2019 at 20:39
Здесь хранится картотека сельскохозяйственной и поземельной переписи крестьянских дворов. 1917г. Перепись была проведена Временным правительством в тяжелое время - шла война ...
added August 29 2019 at 13:48
Кузнецовы из Матвеевки.
added August 28 2019 at 08:50
added August 17 2019 at 08:41
Мемориал. Жертвы репрессий при коллективизации https://base.memo.ru/person/list?params=H4sIAAAAAAAAA6tWSsosKskoyElMTlWyUoopNTAxNASRJsYg0jgJTJqARSBsiLiBUi0AaPa7pTsAAAA,
Архипкин Сергей Федорович 1872 г.р., м.р.: Мордовская АССР, Атюрьевский р-н, с. Булдыга крестьянин прож.: Мордовская АССР, Атюрьевский р-н, с. Булдыга Обвинение: по ст. 58-10, 58-11, 58-8, 59-2 УК РСФСР Приговор: тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю, 18.05.1930 — 5 лет Реабилитация: 16.01.1995 Состав семьи: женат, имел 2 детей Источник: Книга памяти Республики Мордовия , т. 1 Архипкина Екатерина Ивановна 1868 г.р., м.р.: Мордовская АССР, Атюрьевский р-н, с. Булдыга, б/п крестьянка прож.
Добрый день! Мой прадед Князев Николай Герасимович в 1912 году родился в селе Булдыга. Сведений о семье мало, знаем что примерно перед войной в 1939-40 годах Князев Николай с женой Екатериной Ивановной переехали в Сучан (сейчас город Партизанск Приморский край). После 1972 года прадед Николай второй раз женился и уехал в Симферополь. Прожил там до смерти. О братьях и сестрах Николая Герасимовича ничего не известно, возможно они остались жить в Булдыге. На портале ВОВ "Память народа" нашла инфо
added July 30 2019 at 11:53
Первого августа исполняется 89 лет Князевой Марии Яковлевне, урожденной Жильцовой, одной из старейших жительниц Булдыги! На фото она справа, а слева сестра Антонина. Мария Яковлевна необыкновенная умница и наделена прекрасной памятью. Это она составила план Булдыги, который есть в сообществе! Без  нее я многого бы не узнала... Давайте напишем Марии Яковлевне добрые пожелания!
Её родители: Анастасия Федоровна Курашкина и Жильцов Яков Дмитриевич, женатые вторым браком.  Первый муж матери, Алексеев Петр Степанович, погиб в гражданскую войну. Осталась дочь Анна - в будущем жена Михаила Яковлевича Грачёва, потом погибшего в ВОВ. Благодаря этому обстоятельству  во время раскулачивания семье оставили мазанку, а бревенчатый дом, в котором проживало 19 человек, раскатали на бревна и увезли. Вот так! Очень гуманно. Особенно расстарался тот самый Жепяк. Отца, Якова Дмитриевича,
Show more
79 participants in the group
Село Булдыга было основано в конце XVII в. солдатами Троицкого острога, переселившимися на нарезанные за восточные походы земли. Об этом сообщается в «Переписной книге 1710 года Троицкого острога с уездом переписи стольника Ивана «Меншого» Семёновича Беклемишева (РГАДА. Ф.396. Оп. 2 Д. 3590): «Всего в селе Булдыгине салдацких 21 двор». Первый восточный поход Петра Первого - взятие Азова в 1695-1696 годах. Похоже, что после этого похода солдаты получили землю. В 1700 г. солдаты-новопоселенцы подали в Патриарший приказ челобитную о строительстве храма. Деревянная церковь, освященная во имя Архистратига Михаила, была возведена в том же году. В течение XVIII в. храм неоднократно обновлялся и перестраивался. После войны 1812 г. прихожане решили построить новую церковь, каменную. Этот храм был готов к 1817 г., тогда же освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1834 г. был освящен теплый придел во имя Архистратига Михаила. Храм являлся ярким примером русского классицизма. Приход насчитывал около 1500 душ (вместе с деревнями Матвеевка и Байметевка). В 1890-х в Булдыге была открыта церковно-приходская школа, а в деревне Матвеевка – школа грамоты. В советское время храм был реквизирован, использовался для хранения зерна и разорен. Наши предки знали только церковь во имя Архистратига Михаила, но до 1914 г., по крайней мере, она упоминается в архивных документах как Покровская. В ревизских сказках жители сельского общества села Булдыга называются государственными поселянами, значит, они никогда не были крепостными. Иван Иванович Нестеров - подполковник, военный комендант в Краснослободске в 1723 г. В то время, когда Петр I отменил воеводство, в городе назначались военные коменданты. Владельцы Байметевки были его потомками. В 1864 г. на месте деревни Матвеевка находилась Новая Деревня, (по-мордовски Од Веде), которая состояла из деревень Матвеевка и Байметевка. Батяев И.В. сообщил, что все население состояло из хуторских, однодворских, байметевских и матвеевских жителей. Матвеевка получила своё название по имени её первого поселенца. Он также сообщил, что в Матвеевке жила барыня Шишкина – старая дева. (Мама часто ещё приговаривала: «Ну, барыня Шишкина!»). Выполняя посмертную волю барыни, крепостные несли гроб с ее телом на руках 24 км от Матвеевки до Краснослободского монастыря, где она и была похоронена, и только потом получили вольную. Это случилось в жнитво, т.е. летом. И.В. Батяев с детских лет помнил усадьбу Шишкиной с одичавшими яблонями. Около Матвеевки жил также помещик Тулин, который продал свое имение в 1916 г. мордвину из д. Толковка; у него были велосипед и граммофон – невиданные вещи для крестьянских детей. Василий Григорьевич Батяев вместе с другими мальчиками бегали в помещичью усадьбу слушать граммофон и удивлялись велосипеду: как можно ездить на двух колесах! Помещики Тулины, Петровы, Пикины, Пановы, Веденяпины, Нестеровы принадлежали к нетитулованному российскому дворянскому роду; Однодворцевы (или Однодворские) – потомки низшего слоя служилых дворян с 1858 г. Дворянин Веденяпин Аполлон Васильевич (1803-1872) проживал в селе Тройни Краснослободского уезда и похоронен в селе Селищи. Первая помещица Нестерова, владеющая двумя душами, упоминается в 1625 г. в селе Урей того же уезда, расположенном при ручье Урее, которое в 1864 г. было как казенным, так и владельческим, имело 197 дворов с 1373 жителями и двумя церквями. По словам Григория Михайловича Кузнецова почти половина жителей Матвеевки носила фамилию Кузнецовы. Булдыженские Полянки возникли, примерно, чуть раньше, чем Байметевка, и позднее, я думаю, слились с селом Булдыга, так как в этом селе в ХХ-м веке была улица Полянки. В 1928-29 гг. в Матвеевке накануне коллективизации было около 150 дворов, в Булдыге – не меньше, в Байметевке было 40 дворов и много садов. В советское время эти населенные пункты оказались на территории Атюрьевского и Рыбкинского районов, в Атюрьевском накануне Великой Отечественной войны проживало 39200 жителей; 6742 из них были призваны в армию для защиты Отечества. Живыми вернулись 3626 человек, среди них – три Героя Советского Союза, в том числе Федор Федулович Коновалов, житель Булдыги. Кстати, фамилия «Коновалов» упоминается в Переписной книге 1710 г. Троицкого острога. После Великой Отечественной войны сильно обезлюдившие деревни стали пустеть, - жители уезжали в города, особенно после того как, например в Булдыге, в 1968 г. закрыли школу. В настоящее время от этого села остались только разрушенная церковь и заброшенное кладбище да остатки нескольких изб, а вокруг поле… Последние жители покинули ее, примерно, в 2004 г. Такая же судьба постигла и многие другие деревни. В 2006 г. был сломан последний дом в Матвеевке. Кто придет на эти земли? Наш народ представляется мне поваленным бурей могучим деревом, часть корней которого еще осталась в земле и даёт сок нескольким незасохшим веткам. Удастся ли ему выжить?.... #СелоБулдыга
Надежда Басова(Горулева)
26 Feb 2017
В этом храме в селе Булдыга венчалась моя бабушка Архипкина Василиса Ефимовна(в девичестве Батяева), крестилась а потом и венчалась моя мама Копылова Анна Васильевна(в девичестве Архипкина).Она рассказывала как приехали громить храм.Собрался весь народ и первый раз отстояли, но пообещали всех арестовать за сопротивление  и вдругой раз на первый план вышли бабы с детьми потому что боялись за своих кормильцев.Толпу оттеснили вооруженные люди и полезли на колокольню сбрасывать колокола. Когда скинули большой колокол вой стоял такой что было страшно,ведь все были верующие а тут святыню рушат.
  • 2
Алина Иванова
25 March 2017
Алина Иванова replied to Надежда
Спасибо, Надежда, за это историческое свидетельство! Поистине историческое!
  • 0
Алина Иванова
30 Aug 2019
Как пишет Сергей Долгов, это были московские рабочие.
  • 0
Михаил Q
30 Aug 2019
Кстати,статистика подтверждает потери СССР в ВОВ.Выборка достаточно большая-видно,что погиб каждый 13 житель,то есть потери непосредственно призванных в армию по стране на уровне 15 млн.Вечная всем память!
  • 1
Алина Иванова
30 Aug 2019
Алина Иванова replied to Михаил
Подсчитать бы честно потери от раскулачивания...
  • 0
Log in or sign up to add a comment