БРЕСТСКАЯ БЕСТУЖЕВКА Ч. 1 (ИСТОЧНИК: ФЕЙСБУК - ВАСИЛИЙ САРЫЧЕВ)
В 30-е годы гимназистки называли ее за глаза Шубця. Беспечное легкомыслие юности: девчонки представить себе не могли, что эта чудаковатая, домостроевских правил старушка в шляпке, выполнявшая в гимназии роль, как сейчас бы сказали, завуча по воспитательной работе, пришла в учительскую профессию девушкой замечательной красоты, выпускницей знаменитых Бестужевских курсов в Санкт-Петербурге – Высших женских курсов, открытых при поддержке видных ученых Бекетова, Сеченова, Менделеева.
Людмила Жуковская была дочерью пружанского священника Николая Жуковича, помимо прочего законоучителя уездного училища. Отец Николай Жукович был очень уважаем в пружанском приходе, где прослужил всю жизнь, был настоятелем Александро-Невского собора, похоронен внутри него.
Дети в семье были удивительные. Старший сын преподавал в Санкт-Петербургском университете, дочери Мария и Людмила также решили целиком посвятить себя преподавательскому труду.
Сын настоятеля Свято-Симеоновского собора в Бресте Дмитрий Стефанович Жуковский вспоминал, что его мама дружила с Людмилой Николаевной еще с царских времен и потом до конца дней относилась к ней с благоговением. Она имела правилом поздравлять старшую подругу с праздниками и частенько брала с собой Диму, что ему не очень нравилось, но никуда не денешься, приходилось идти. По маминым рассказам, Людмила Николаевна была в молодости очень красива, имела много поклонников, но дала обет безбрачия.
Мария Николаевна, ее старшая сестра, была столь же строгих правил – семьей для обеих было учебное заведение, где они трудились.
Людмила Николаевна по окончании Бестужевских курсов получила место начальницы 6-классного женского пансиона в Брест-Литовске (ее фото – в центре выпускного коллажа воспитанниц 1896 года). С открытием в 1904 году женской гимназии (на нынешней улице Советской, занимала второй этаж будущего кинотеатра «Адрия», он же «1 Мая») стала в ней главной надзирательницей, была такая должность.
В лучшие годы в гимназии обучались 400-500 девочек. Преподавали математику, физику, историю, географию, Закон Божий, словесность, русский, французский, немецкий, польский языки, чистописание, рисование, рукоделие, гигиену – это неполный перечень. За дополнительную плату желающих учили латыни (10 рублей в год), догматам иудейской веры (4 рубля), танцам (4 рубля). Основная плата в 1–7 классах составляла 75 рублей, в 8-м – 100 рублей.
При посещении города императором удостоилась чести встречать его на железнодорожном вокзале, чему способствовали занимаемая должность и внешняя привлекательность, образцовость манер.
В брестской женской гимназии, судя по всему, преподавала и сестра Мария. Доподлинно известно, что во время эвакуации в годы Первой мировой войны сестры трудились в женской гимназии в Екатеринославе (в советское время Днепропетровск, ныне Днепр) – Людмила Николаевна начальницей, Мария Николаевна – преподавательницей.
После беженства они вернулись в ставший польским Брест. Когда Русское общество в 20-е годы организовало свою гимназию, Людмилу Жукович снова пригласили преподавать.
Из полицейской характеристики на Людмилу Николаевну: «панна» (незамужняя), проживает на углу ул. 3-го Мая и Широкой, № 37/31, к.11. Классный руководитель 6 класса, преподает математику в 1-м и 2-м классах. К польской власти лояльна. В предвоенные годы была директрисой государственной женской гимназии Бреста.
(Окончание следует)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1