Название села
Есть несколько версий происхождения названия села Чиресь. Одна из версий гласит, что образовано название от эрзянского слова чиресэ – у края. Возможно, что у края леса. Но так как Чиресь будатское село, то к мордва оно отношения не имеет, поэтому это совпадение.
Среди старожил села сохранилось предание, где говорится следующее: Через небольшую деревушку пролегала большая дорога. Однажды барин проезжал по своим владениям и решил проехать через деревушку. Когда он подъехал к деревушке, то крикнул кучеру “Поехали чиресь деревню”. Жители услышали, что барин назвал их деревню Чиресь. Так и сохранили название до сих пор.
Население
На 1690 год в селе Чиресь было 42 двора
На 1777 год в селе Чиресь 112 дворов, проживает 707 мужчин и 709 женщин. В общем 1418 человек.
На 1850 год в селе Чиресь 71 двор.
На 1886 год Чиресь, село бывшее владельческое, дворов 119, жителей 630. Церковь православная, школа.
На 1911 год в селе Чиресь 81 двор.
На 1925 год в селе Чиресь 200 дворов, проживает 1057 человек.
Православие на Чиресской земле
Благодаря работе с архивами нам удалось найти очень важные и интересные документы:
"198 г, (7198 год от Сотворения Мира = 1690 год от рождества Христова), ноября 25 по указу святейшего патриарха и по помете на выписке казначея старца Паисия Сийского велено новопостроенной церкви Успения Пресвятой Богородицы, которую построил князь Михаил Яковлевич Черкасский в вотчине своей в деревне Чиресях на попа с причетчики вновь дань положить по сказке человека его Михея Небольсина с дворов попова, дьячкова, просвирницина, с 42 крестьян молотчих да церковные земли по памяти из Поместного приказу за приписью дьяка Анисима Невежина ныняшнего 198 года, (1690), сентября в 11 день с пашни с 10 чети в поле и в дву потому ж, с сенных покосов с 30 копен по указанной статье 30 алтын с деньгою, заезда гривна, и по тому окладу деньги велено взять с нынешнего 198 (1690) года Арзамасскому старосте поповскому и о том во освященной гамоте написано. 203 год - руб, 5 алтын,3 деньги; 1746 год - рублей, 56 1/2 копеек.”
"199, (1691), года марта 3 по благословенной грамоте дан антимос к освящению церкви Успения Пресвятой Богородицы в село Чиресе, взял антимос тоеж церкви поп Александр и расписался". (там же). Из "Арзамасской десятины жилыя данныя церкви", изданной в 1902 году, (стр 141-142).”
Теперь знаем, что в 1690 году в деревне Чиресь была построена первая церковь и освящена 3 марта (по нов.ст 18 февраля) 1691 года. В экономических примечаний Лукояновского уезда за 1777-1802 годы есть следующая запись: “ Чиреси речка Чиреси от оной вершин и ручья безымянного по обе стороны. В нем церковь деревянная холодная Успения Божьей Матери с приделом в настоящей на левой стороне Николая Чудотворца.” В те годы эта церковь была, вероятно единственной в округе.
В 1720 в церкви служили поп Иван Васильев, 46 лет, пономарь Алексей Андреев, 62-х лет, дьячок Егор Васильев, 25 лет
28 сентября 1791 года дьяческий сын протоиерей Михайлов Стефан Михайлович в селе Чиресь посвящен в дьяконы Успенской церкви. Стефан Михайлов - отец канонизированного в святые Высокопреосвященнейшего Иоанна Доброзракова. Так как святой родился на нашей земле, то стоит о нём рассказать отдельно.
Архиепископ Иоанн Доброзраков. (1790 – 1872).
Епископ Иоанн, в миру Михаил Степанович Доброзраков, родился в Нижегородской епархии, в селе Чиреси Лукояновского уезда, где отец его был диаконом (а позже священником и протоиереем села Кандрыкино в том же уезде). Окончив Нижегородскую духовную семинарию в 1814 году, Михаил поступил в С.-Петербургскую духовную академию для получения высшего образования, окончил курс со степенью магистра. В 1817 году — профессор Черниговской духовной семинарии. Спустя четыре года вытребован в С.-Петербургскую духовную академию на должность бакалавра. Здесь, в С.-Петербурге, Михаил был пострижен в монашество (с именем Иоанн), а через некоторое время произведен в архимандрита и определен инспектором академии. В 1824 году архимандрит Иоанн назначен ректором С.-Петербургской духовной семинарии и настоятелем второклассного Лужецкого Можайского монастыря, а в 1826 году — ректором С.-Петербургской духовной академии; в том же году, 4 сентября, сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени. В 1828 году Иоанн определен настоятелем первоклассного Пинского Богоявленского монастыря, а 21 сентября 1829 года сопричислен к ордену св. Владимира 3-й степени. За составление священной герменевтики на латинском языке Иоанн был возведен на степень доктора богословия. В 1830 году, 5 августа, Высочайше пожалован в епископа Пензенского.
19 января 1835 года епископ Иоанн переведен в Нижегородскую епархию, в том же году (21 апреля) сопричислен к ордену св. Анны 1-й степени. В августе 1836 года российский император Николай I во второй раз удостоил своим посещением Нижегородскую епархию (первый его приезд — в октябре 1834 года). Государь остановился в Главном ярмарочном доме, а на следующий день присутствовал на литургии в Спасском Ярмарочном соборе, которую совершал Иоанн, епископ Нижегородский и Арзамасский.
13 января 1847 года Иоанн (Доброзраков) возведен был в сан архиепископа и переведен из Нижегородской в Новочеркасскую епархию. 23 июня 1872 года он скончался, в Новочеркасской же епархии, живя перед смертью на покое в Кременском мужском монастыре.
Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.
Иоанн Доброзраков был человек с открытым, веселым, общительным характером и богатыми умственными дарованиями, по жизни - монах. Он удалялся сколько возможно от человеческих обществ, от общественных развлечений. "Книга - лучший наш собеседник, - говорил Преосвященный, - бесконечно обильный самыми возвышенными речами, назиданиями, утешениями, друг крайне непритязательный, много дающий и ничего не требующий от нас для себя назад". С этим другом святитель не расставался до самых последних дней своей жизни.
Из личных качеств святителя современники отмечали его "сострадательность, милосердие, нищелюбие до самозабвения, нестяжательность". Он если сам не имел чем помочь, одолжал у другого, но просящему никогда не отказывал. В последние часы жизни строго приказывал, чтобы никакого дележа после его смерти не было, но все, что остается - раздать нуждающимся.
Замечательные качества души влекли к нему человеческие сердца. Люди разного развития и общественного положения, насладившись его беседою, бывали "умилены, наставлены, утешены им, даже выражаясь их языком, очарованы".
Мирно окончилась жизнь архиепископа Иоанна. Он не только ждал смерть, но и знал о ее близости в последний год своей жизни. Когда инспектор семинарии, прощаясь с ним зимою, обещал посетить его в "летнюю вакацию", святитель спросил: "А когда у вас вакация начинается?". И когда услышал, что в июне, то спокойно и решительно сказал: "Не увидимся".
За полгода до смерти, по воспоминаниям близких людей, стал уже неземным человеком.
После освящения Новочеркасского Вознесенского кафедрального собора в 1905 году, стали поступать многочисленные заявления от духовенства и населения о перезахоронении в нём благоговейно почитаемого народом архиепископа Иоанна. 4 октября 1911 года, при вскрытии могилы его для перенесения останков в усыпальницу под новым собором, тело и одежды его были найдены нетленными. В последующие годы, в молитвенное воспоминание о любимом архипастыре Иоанне, ежегодно в день перенесения его праха соборным духовенством устраивалась поминальная трапеза для бедных.
В советский период его останки подверглись осквернению, но 15 мая 1993 года были вновь торжественно погребены на прежнем месте.
Комментарии 116
А папа,Харитонов Александр Петрович, в д.Логиновка..