Закончить Харьковскую школу Д.И.Кузнецову не удалось: помешала начавшаяся империалистическая война. В 1915 г был призван в армию и провел в действующей русской армии три года, вплоть до Февральской революции 1917 г. В армии был определен в чин прапорщика в эскадру воздушных кораблей топографом высшего класса, летал на самолетах «Илья Муромец». Зарисовывал военные позиции врага с воздуха. В 1917 году, получив из дома письмо о смерти матери, художник сорвал погоны и уехал самовольно в Сибирь. К счастью, все обошлось благополучно, художник не был привлечен к ответственности. Так Д.И. Кузнецов вновь оказался в родном городе.
Демобилизовавшись из армии, Кузнецов всю свою творческую жизнь связал с родным городом и краем. Многочисленные картины, эскизы, этнографические зарисовки и живописные записи… Влюбленность в алтайскую природу и большое мастерство видны в его пленэрных этюдах любых десятилетий, служивших подготовительным материалом для больших картин. Его кисть воспевала красоту Алтая. Художник воспринимал свой край могучим, суровым, простым и родным.
Выставочная деятельность
Свои работы Дмитрий Иванович начал выставлять с 19-ти лет в Бийске, Томске, Барнауле, Горно-Алтайске и за пределами Сибири.
Завершением важного периода постоянных общений Кузнецова с Гуркиным являются две последние творческие поездки по Горному Алтаю, состоявшиеся летом 1912 года в период летних каникул учащегося Харьковской художественной школы. Во время летних поездок и совместных экспедиций у молодого художника накопилось большое количество работ, которые он решается показать на первой персональной выставке.
В 1912 году, будучи 22-летним начинающим художником-педагогом он организовал первую в городе выставку произведений живописи и рисунка. В нее вошли 213 пейзажных картин, этюдов, рисунков карандашом и углем самого автора и пять работ его учителя Г. Гуркина. Живописные произведения Кузнецова обладали высокими художественными достоинствами и были распроданы после выставки. Так, например, картина «Алтай хмурится» была приобретена известным купцом Н.И. Ассановым.
Вторая персональная выставка работ Кузнецова состоялась в начале 1924 года, на этой выставке были представлены в основном старые картины.
В конце 20-ых годов живописец увлекся жанровой картиной. Период устойчивого увлечения сюжетно тематической картиной был довольно длительный. Поводом послужило участие Д.И. Кузнецова в экспедициях представителей общественных организаций города по местам боев алтайских партизан с белогвардейцами. Он часто ездил в горы, благодаря которым написал много этюдов и картин.
Третья персональная выставка работ Кузнецова состоялась в Бийске в 1935 году. Помимо этой выставки, он готовился к выставкам в Новосибирске и Барнауле. 40-е годы художник начинал в расцвете сил и с большим творческими планами. Отметив в декабре 1940 года свое 50-летие, он стал активно готовиться к задуманной выставке в Бийском краеведческом музее.
В возрасте 67 лет художник продолжал активную творческую жизнь в искусстве, но перестал выезжать в длительные командировки. Командировка в Шушенское была последней длительной работой художника на пленэре вдали от дома. Вся последующая творческая деятельность над новыми картинами об Алтае проходила частично на материале природы окрестностей Бийска. В родном городе Бийске 70-летие со дня рождения художника и 55- летие его художественной деятельности было отмечено персональной выставкой. Это четвертая и самая большая его персональная выставка демонстрировалась почти два месяца в связи с большим количеством желающих посмотреть произведения талантливого пейзажиста Алтая. Ее посетило более 4-х тысяч человек - для города Бийска цифра огромная по тем временам.
В 1976 году была развернута новая экспозиция работ бийского пейзажиста в выставочных залах Бийского краеведческого музея. Но эта выставка не была такой удачной.
Художник-педагог
Кузнецов - художник-учитель, на произведениях которого бийчане формировали эстетический вкус. Кроме своих выставок, он организовывал до и после Гражданской войны, совместные выставки мастеров изобразительного искусства Валентины Сенгалевич-Копыловой и барнаульца Андрея Никулина, которые пользовались у публики большим успехом.
Он певец Алтая! Журналист В. Шевченко пишет, что первое чувство, когда смотришь на картины Кузнецова Д. И. - ощущение чувства гордости за красоту и величие Алтая...
Д.И Кузнецов стоял у истоков художественного образования в городе Бийске. С 1920 г. активно начал заниматься художественно-педагогической деятельностью сначала в живописном классе Центральной детской студии изобразительного искусства, а потом и в других образовательных учреждениях. Являлся организатором и руководителем первых в городе художественных кружков и студий в городском доме пионеров. Работал преподавателем рисования в:
- Бийской гимназии, учителем графических искусств;
- Бийском заречном высшем начальном училище;
- Центральной детской художественной студии в Бийске;
- Школе им. В.И. Ленина;
- Школе им. Достоевского.
Основной упор в работе с детьми делал на натурные зарисовки и написание этюдов непосредственно в природе. С учениками ездил и ходил на пленэр, где они работали над натурными рисунками и этюдами акварелью.
Своим педагогическим трудом внес значительный вклад в развитие художественного образования в городе, посвятил педагогической работе с детьми, жителями города, будущими художниками и учителями несколько десятков лет своей творческой жизни. Работая с разновозрастными учениками, находил подход к каждому, помогал увидеть прекрасное в обыденных вещах, раскрывал перед ними возможности изобразительного творчества.
Бийское педагогическое училище, 1934-1957 г.г.
Нет комментариев