», - такой вопрос задает девушка главному герою книги Анны Баснер «Парадокс Тесея», которую в октябре читал еще один библиотечный книжный клуб «Книги вместе» *книгу можно взять в библиотеке).
Это история об умирающей старой красоте города, которую пытаются восстановить и сохранить подпольные реставраторы Санкт-Петербурга.
Дочь выдающегося советского композитора Вениамина Баснера («С чего начинается Родина», «На безымянной высоте», «Березовый сок» и др.) Анна написала роман о взаимоотношениях города и людей через реставрацию старых зданий и объектов. И описала, кажется две важные искусствоведческие проблемы: «здания не реставрируют» и «здания реставрируют, но как?».
В названии книги – отсылка к философскому вопросу о «Парадоксе Тесея»: если все составные части некого объекта заменены, остается ли он тем же объектом? Применительно к книге: если восстанавливать старинное здание или отдельны его элементы, будет ли это то же самое здание?
Вспоминается мысль Д.С. Лихачева, который в статье про старинные сады и парки утверждал, что не нужно пытаться восстановить, например, Царскосельский парк таким же, каким он был при Пушкине, это невозможно и физически, и глубинно – другая эпоха, другие социально-бытовые условия.
Герои книги совершенно безвозмездно, по зову души, залечивают раны города. И похоже, что этой реставрацией герои прорабатывают свои проблемы и травмы.
В книге, кроме вопросов сохранения исторического облика города, еще много тем: самореализация творческого человека, внутренняя жизнь сборщиков антиквариата, публичные общественные акции и перформансы, привлекающие внимание к разным проблемам, в том числе к вопросам феминизма. Кажется, мы с разных сторон погружаемся в темы искусства – и старого, и современного.
Например, если поинтересоваться художником Прыгиным, чьи картины разыскивает одна героиня и исследует другой герой, то окажется, что у этого художника есть некоторые черты авангардиста Александра Плигина (1880-1943).
Автор постаралась сделать свой текст, что называется, петербургским и вставила отсылки к «Пиковой даме» и «Медному всаднику», «Шинели» и «Преступлению и наказанию», упомянула первое издание «Петербурга» Андрея Белого и ввела название для команды героев книги «ХАРМС» - художественно-анархическая реставрационная мастерская Санкт-Петербурга (надо сказать, это их сгубило). Эти решения показались слишком явными и не то, чтобы крайне необходимыми в романе.
Финал для кого-то стал непонятным, для кого-то печальным, кто-то увидел обнадеживающие знаки. Так же разделились и мнения читателей о романе – от глубокого интереса к теме книги и ее построению, поиска метафор и отсылок до весьма скептического отношения и к героям, и к тексту.
Итогом встречи книжного клуба стала мысль: «И один в поле воин, если он Чацкий» (И.А. Гончаров). У которой, кстати, есть продолжение: "...но передовой воин, застрельщик — всегда жертва".
А еще резюмировали, что этот несколько авантюрный текст из производственной хроники одной любительской реставрации превращается в актуальный роман о том, “что же будет с родиной и с нами”.
Что еще почитать:
А. Баснер «Круг, петля, спираль»
К. Сидорина «Осторожно отмыто: истории о Петербурге, метлахе, печах, витражах и Гэнге»
С. Носов «Тайная жизнь петербургских памятников»
Е. Кубрякова «Голоса из окон. Ожившие истории петербургских домов»
Р. Валлиулин «Большое сердце Петербурга»
__________
Напомню, что Парадокс Тесея так назван из-за упоминания Плутархом в его «Жизни Тесея» спора между философами о том, сохранился ли корабль легендарного аттического героя Тесея таким же, поскольку все его первоначальные деревянные части постепенно заменялись новыми. А если бы все заменённые доски сохранили и построили из них другой корабль, то какой из этих двух кораблей являлся бы настоящим?


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев