Да какой же это поэт, спросят читатели - книг у него нет, да и не было никогда, и вот интересно, почему? Впрочем, пара стихотворных сборников Леонида Дербенева все же были напечатаны, но столь ничтожными тиражами, что книжки не удалось обнаружить даже на всеохватных маркетплейсах. Тем не менее, Леонид Петрович Дербенев - поэт настоящий, невероятно популярный, ведь песни на его стихи не так уж давно звучали повсюду, их запоминали на слух, чтобы уже никогда не забыть. Существовала даже правильная шутка: «Песня Леонида Дербенева, слова народные». Еще какие народные! Легкие и наполненные светом песни о любви и разлуке, белой березке и городских цветах согревали сердца и наполняли надеждой и мечтами о будущем. Веселые и грустные, немного наивные, но всегда удивительно красивые, яркие и образные.
Вспомните «Песенку о медведях» из «Кавказской пленницы», «Песню про зайцев» из «Бриллиантовой руки», тексты песен ко множеству популярных фильмов, среди которых культовые «Двенадцать стульев», «Земля Санникова», «Капитан Немо», «31 июня», «Женщина, которая поет», «Ах, водевиль, водевиль», «Чародеи», «Мушкетеры двадцать лет спустя», «На Дерибасовской хорошая погода» и десятки других отечественных фильмов.
Соавторами Дербенёва были самые именитые композиторы: Александр Зацепин, Арно Бабаджанян, Вячеслав Добрынин, Максим Дунаевский, Евгений Мартынов, Эдуард Артемьев, Александр Журбин, Давид Тухманов, Юрий Антонов, Александр Морозов, Игорь Крутой - можно сказать, боролись за право работать в творческом тандеме. Почему? А всё очень просто - поэт обладал уникальной способностью накладывать замечательные стихи на уже готовые, не менее замечательные, композиции. Даже зарубежные хиты после его переводов на русский язык звучали, будто никогда не существовали ранее на французском, итальянском или японском языках. Так стали русскими песни «Луна» композитора Доменико Модуньо, «Падает снег» Сальваторе Адамо, «У моря, у синего моря» японского поп-дуэта The Peanuts и многие другие зарубежные супершлягеры.
… Маленький Леня Дербенев более всего на свете любил читать - все подряд, без разбора. Книжки прятались под подушкой рядом с фонариком, поскольку дневного времени на них никогда не хватало. Став постарше, мальчик «подсел» на стихи, начал рифмовать строчки самостоятельно, и, похоже, совсем неплохо - их охотно печатали во всесоюзной газете «Пионерская правда». Тем не менее, становиться профессиональным поэтом Леонид не планировал, он даже не знал, существует ли такая профессия - может быть, это обычное увлечение для талантливых стихотворцев. А вот юрист - профессия надежная, нужная, важная. Но и обучаясь в Московском юридическом институте, о поэзии Леонид не забывал, писал «в стол», изредка печатаясь на последних страничках важных газет, по заказам издательств переводил национальных поэтов СССР.
Вскоре стихи вышли на первый план, захватив своего создателя целиком. Зарабатывать творчеством сначала не получалось: Леонид Петрович так никогда и не стал членом Союза писателей СССР - без красной корочки с орденом Ленина на обложке писатель считался бы не писателем, а тунеядцем. Могущественная организация, кроме распределения всевозможных благ, давала возможность публиковаться, а, стало быть, получать заслуженные гонорары. И дело было вовсе не в отсутствии специального литературного образования (далеко не все члены творческого клана его имели), а в огромном количестве претензий к стихам Леонида Дербенева.
К примеру, песню «Лучший город Земли» несколько месяцев подряд транслировали по всесоюзному радио, но затем ее услышал Никита Сергеевич Хрущев и в присущей ему манере стукнул кулаком о стол: «Твист о Москве? Запретить!». Запретили. Правда, вскоре Хрущева на посту генсека сменил Леонид Ильич Брежнев, и песня продолжила триумфальное шествие в эфире и на концертных площадках.
Целую бурю возмущения вызвала одна из самых лучших песен на стихи Дербенева
«Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова». Появились и разгромные материалы. В частности, газета «Труд» опубликовала статью «Есть только миг?», в которой говорилось, что песня эта, в сущности, — «о слабых людях, которые ноют, что жизнь быстротечна, и заботятся лишь о собственной судьбе». Убедительно доказывалось, что это «откровенная пошлость, облечённая, к сожалению, в красивую мелодию и потому легко запоминающаяся», тревожащая незрелые юные души ложной романтикой и мещанскими представлениями о счастливой жизни. «О каком-таком миге идёт речь? - кипели праведным гневом репортеры, - Мы должны строить коммунизм, а не за миг цепляться!»
Много лет спустя, в результате проведенного журналом «Русский репортёр» социологического исследования текст песни «Есть только миг» занял четырнадцатое место из ста самых популярных в России стихов - в рейтинге присутствовала и классика, русская и зарубежная. Может быть, настоящие ценители поэзии и возмутятся народным выбором, но факт есть факт.
А вот с кино у поэта сложились совсем иные отношения - практически на всех киностудиях стихи Дербенева шли нарасхват. Вместе с композитором Александром Зацепиным он «озвучивал» картины Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и многие другие - поэт украсил своими песнями более ста отечественных фильмов.
К концу жизни Леонид Петрович Дербенев стал глубоко верующим человеком, начал писать стихи на религиозные темы. Песнями эти строки не стали, да в этом и не было нужды:
День стихает, и солнце всё ниже.
И опять я не скоро усну.
Вот прикрою глаза и увижу
Совершенно другую страну.
Всё вокруг там прекрасно
и странно
И, пути заграждая зиме,
Богу молится там непрестанно
Монастырь на высоком холме.
В час тягучий июльского зноя
Бьётся солнце в златых куполах,
И святые стоят над землёю
На невидимых миру столпах.
И над каждой судьбою и домом
Происходит свершенье чудес.
И чудесною музыкой грома
Низвергаются с вечных небес.
Там, как в детстве, мне
солнышко светит –
И вот-вот над землёю взлечу…
А потом на унылом рассвете
Открывать я глаза не хочу.
Вот какую беду натворили,
Рай земной мы построив в уме –
Всё разрушили, всё осквернили!..
Снится мне монастырь на холме…
А песня «Это мир придуман не нами» стала неофициальным гимном студентов Сретенской духовной семинарии.
Этот мир придуман не нами
За то, что только раз в году бывает май,
За блеклую зарю ненастного дня,
Кого угодно ты на свете обвиняй,
Но только не меня, прошу, не меня.
Этот мир придуман не нами,
Этот мир придуман не мной.
Этот мир придуман не нами,
Этот мир придуман не мной.
Придумано не мной, что мчится день за днём,
То радость, то печаль кому-то неся.
А мир устроен так, что всё возможно в нём,
Но после ничего исправить нельзя.
Один лишь способ есть нам справиться с судьбой,
Один есть только путь в мелькании дней:
Пусть тучи разогнать нам трудно над землёй,
Но можем мы любить друг друга сильней.
Этот мир придуман не нами,
Этот мир придуман не мной.
Этот мир придуман не нами,
Этот мир придуман не мной.
Есть только миг
Призрачно всё в этом мире бушующем.
Есть только миг, - за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим, -
Именно он называется жизнь.
Вечный покой сердце вряд ли обрадует.
Вечный покой - для седых пирамид.
А для звезды, что сорвалась и падает,
Есть только миг - ослепительный миг.
Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия,
Но не всегда по дороге мне с ним.
Чем дорожу, чем рискую на свете я?
Мигом одним, только мигом одним.
Счастье дано повстречать, да беду ещё.
Есть только миг - за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим, -
Именно он называется жизнь.
Всё пройдёт
Вновь о том, что день уходит с земли,
В час вечерний спой мне.
Этот день, быть может, где-то вдали
Мы не однажды вспомним.
Вспомним, как прозрачный месяц плывёт
Над ночной прохладой.
Лишь о том, что всё пройдёт,
Вспоминать не надо.
Всё пройдёт: и печаль и радость.
Всё пройдёт, - так устроен свет.
Всё пройдёт, только верить надо,
Что любовь не проходит, нет.
Спой о том, как вдаль плывут корабли,
Не сдаваясь бурям.
Спой о том, что ради нашей любви
Весь этот мир придуман.
Спой о том, что биться не устает
Сердце с сердцем рядом.
Лишь о том, что всё пройдёт,
Вспоминать не надо.
Всё пройдёт: и печаль и радость.
Всё пройдёт, - так устроен свет.
Всё пройдёт, только верить надо,
Что любовь не проходит, нет.
Вновь о том, что день уходит с земли,
Ты негромко спой мне.
Этот день, быть может, где-то вдали
Мы не однажды вспомним.
Вспомним, как звезда всю ночь напролёт
Смотрит синим взглядом.
Лишь о том, что всё пройдёт,
Вспоминать не надо.
Всё пройдёт: и печаль и радость.
Всё пройдёт, - так устроен свет.
Всё пройдёт, только верить надо,
Что любовь не проходит, нет.
Городские цветы
В городах, где зимою не видно зари,
Где за крышами спрятана даль,
По весне, словно добрые духи земли,
Прорастают цветы сквозь асфальт.
От того ль, что загадка какая-то есть
На земле у любой красоты,
От того ль, что родился и вырос я здесь,
Я люблю городские цветы.
Городские цветы, городские цветы,
Вот опять я кричу вам сквозь рокот и дым:
Городские цветы, городские цветы,
Навсегда завладели вы сердцем моим!
В час, когда фонари в фиолетовой мгле
Цедят свет над ночной мостовой,
Снятся сны вам о влажной весенней земле,
О долинах, заросших травой.
Может быть, как никто, понимаю я вас,
Потому что, устав набегу,
Проклинал этот город я тысячу раз,
А покинуть вовек не смогу.
Городские цветы, городские цветы,
Вот опять я кричу вам сквозь грохот и дым:
Городские цветы, городские цветы,
Навсегда завладели вы сердцем моим!
Куда уходит детство
Куда уходит детство,
В какие города,
И где найти нам средство,
Чтоб вновь попасть туда?
Оно уйдёт неслышно,
Пока весь город спит,
И писем не напишет,
И вряд ли позвонит.
И зимой и летом
Небывалых ждать чудес
Будет детство где-то,
Но не здесь, но не здесь.
И в сугробах белых,
И по лужам у ручья
Будет кто-то бегать,
Но не я, но не я.
Куда уходит детство,
Куда ушло оно?
Наверно в край чудесный,
Где каждый день кино.
Где так же ночью синей
Струится лунный свет,
Но нам с тобой отныне
Туда дороги нет.
Куда уходит детство?
В недальние края,
К ребятам по соседству,
К таким же, как и я.
Оно ушло неслышно,
Пока весь город спит,
И писем не напишет,
И вряд ли позвонит.
И зимой и летом
Небывалых ждать чудес
Будет детство где-то,
Но не здесь, но не здесь.
И в сугробах белых,
И по лужам у ручья
Будет кто-то бегать,
Но не я, но не я.
Снится мне деревня
Не такой уж звонкий
Мне достался голос,
Но хотелось очень
Мир мне посмотреть.
И однажды утром
В суматошный город
Я уехал, чтобы песни
Городские петь.
Сам себя считаю
Городским теперь я,
Здесь моя работа,
Здесь мои друзья.
Но все так же ночью
Снится мне деревня,
Отпустить меня не хочет
Родина моя.
Там горячим хлебом
Пахнет в доме нашем
И бежит куда-то
Под горой река.
И дорогу гуси
Переходят важно,
И в овраге шмель мохнатый
Пьет росу с цветка.
Там стеной зеленой
Бор стоит в июле,
А зимой равнина
Вся белым бела.
Городские песни
Целый день пою я,
А душа - ждет не дождется,
Чтобы ночь пришла.
Песня о себе
Говорят мне порой друзья,
Что в рубашке родился я.
И поэтому так легко
Популярным поэтом стал я.
И напрасно им объяснять
Как не просто известным стать,
Как по свету за годом год
Эти строчки для вас искал я.
Вёрсты трудных моих дорог,
Годы горьких моих тревог
И бессонных ночей тоску
Кто опишет и кто оценит?
Сколько вынести и стерпеть
Мне пришлось, чтобы строчкам - петь,
Сколько бился я, чтоб сейчас
Их услышать с огромной сцены.
Пели вьюги и шли дожди,
И себе говорил я - жди,
Было лихо мне, но судьбу
Пощадить меня не просил я.
Я не зря говорил - держись,
И меня научила жизнь
В строчках жить, и за это ей
Я теперь говорю спасибо.
И не верьте вам скажут если,
Что к успеху легка дорога,
Много разных на свете песен,
Но хороших не так уж много.
#леониддербенёв #поэтыпесенники
Комментарии 11