Надгробный камень в Чекмагушевском районе
Отсюда можно сделать вывод о том, что башкиры, как и другие тюркские народы, пользовались письменностью еще в далеком прошлом, в VI–X веках, до принятия арабского письма.
2. ПИСЬМЕННОСТЬ БАШКИР НА АРАБСКОЙ ГРАФИКЕ
922 год считается годом принятия башкирами и булгарами (предками казанских татар) ислама. В этом году в Булгарское царство прибывает Ахмед ибн-Фадлан, а он был секретарем посольства Багдадского халифа (царя), для пропаганды и распространения мусульманской религии. На своем долгом пути он посетил и земли башкир. «Через много дней пути, – писал он, – нам пришлось переправиться через реку Яик, потом реку Иргиз, Самар, Кинель, Сок, после этого реку Кондурча. Переправившись через эти реки, мы попали в страну башкир».
Одновременно с принятием религии башкиры начали пользоваться арабским письмом, первые образцы которого на надгробных каменных плитах Аравии относятся к I–IV векам нашей эры. А язык священной книги мусульман Коран, составленной в 650–656 годах, является классическим образцом арабской письменности.
Ислам распространялся по Башкирии медленно, но уже при Узбек-хане в 1313–1342 гг. становится государственной религией Золотой орды, в состав которой входили и башкиры, и татары, уже широко пользовшиеся арабской письменностью. Об этом говорят надгробные камни на арабской графике, сохранившиеся до наших дней. Самым древним из них считается надгробный камень на кладбище аула Мавлит Кушнаренковского района, относящийся к 1342–1343 годам. К этому периоду ученые относят и кэшэнэ (мавзолей) Хусейнбека (год смерти – 1341), находящийся в Чишминском районе. Хусейнбек занимался распространением ислама в Башкортостане.Арабское письмо очень своеобразно. Оно пишется и читается справа налево, поэтому и книга начинается как бы с конца.
Арабский алфавит состоит из 28 букв, из них только три буквы «| – а», «Չ – у», «ڸ – й» являются гласными, поэтому каждая из них обозначает множество звуков. Например, арабская буква «Չ – у» на башкирском языке читается как звуки «у», «γ», «о», «ө», буква «| – а» – как звуки «а», «ə».
В арабском алфавите имеются некоторые согласные буквы (например «с», «т», «х») для обозначения твердых или мягких звуков. Буква س «с» является мягким согласным и сочетается лишь мягкими гласными («ə», «и»), например: сəлəм (привет), сəгəт (часы), сибəр (красавица). В то же время твёрдый «с» ی сочетается только с твёрдыми гласными «а», «о», «у», «ы», например: Салауат, Самат, сана (сани).
В арабском письме каждая буква пишется по-разному в начале, середине и в конце слова. Например, буква «б» в такой последовательности имеет следующие формы , а буква «м» пишется так . И совсем нет заглавных букв.
Часто при написании некоторых слов пишутся только согласные буквы, в таких случаях эти слова читаются исходя из содержания текста по смыслу. Поэтому над или под согласными буквами часто ставятся отдельные знаки, которые определяют произношение согласной буквы. Например, слово из трех согласных букв «с», «л», «м» в зависимости от знаков, а если их нет, то по содержанию текста, можно читать как сəлəм (привет) и как Сəлим (имя). А слово из двух букв «й», «р» по смыслу текста можно читать как ер (земля), ир (мужчина), йыр (песня) и т. д. Все вышеперечисленные особенности написания и произношения затрудняют изучение этого языка.
На основе арабского алфавита тюркоязычные народы, в том числе предки башкир и татар, создали свой письменно - литературный язык, который в народе называется төрки – тюрки. Тюрки – это не национальный язык кого-либо, а письменность, которой пользовались почти все современные тюркоязычные народы – башкиры, татары, казахи, узбеки, киргизы и т. д.
Башкиры пользовались ею, начиная примерно с XII века. На этой письменности создана очень богатая башкирская литература. Классическими образцами ее являются поэма древне-башкирского поэта Кул Гали (примерно 1183–1236) «Кисса-и Йусуф» (1233); многочисленные башкирские шежере; сказание «Чингизнаме»; письмо Батырши императрице Елизавете Петровне; воззвания и приказы Салавата Юлаева; произведения поэтов XIX века А. Каргалы, Т. Ялсыгулова, Х. Салихова, Г. Сокроя и др.
Примерно с конца XIX века башкиры пользовались и татарским литературным языком на арабской графике. Произведения многих башкирских писателей (М. Акмулла, М. Уметбаев, С. Якшигулов, Ф. Туйкин, М. Гафури, Ш. Бабич, Д. Юлтый, А. Тагиров и др.) до 1924 года были написаны и печатались на татарском литературном языке. На основе арабского алфавита в 1924 году была создана письменность на национальном башкирском языке, которая просуществовала по 1929 год. В эти годы на башкирском языке арабскими буквами печатались учебники, газеты, журналы, художественная литература.
С 1929 по 1940 год башкирская письменность существовала на основе латинской графики, а с 1941 года башкиры пользуются кириллицей, т. е. современным русским алфавитом. Башкирский алфавит насчитывает 42 буквы - 33 русских и 9 специфических. За эти 60 лет развития созданы системы преподавания, десятки учебников, диссертаций и т. п.
4. ПОЭМА КУЛ ГАЛИ «КИССА–И ЙУСУФ.
Одним из произведений литературы, написанной на литературном языке тюрки, является поэма Кул Гали «Кисса-и Йусуф». Как видно из самой поэмы, она закончена 13 апреля 1233 года. Об авторе известно лишь, что он был родом из башкирского племени айле, рано покинул родные места, и многие годы жизни провел вдали от родных мест. Согласно шежере племени, составленному башкирским поэтом Тажетдином Ялсыгуловым, Кул Гали в течение 45 лет был мударисом, т. е. учителем, в г. Хорезм (ныне – Узбекистан). Когда Хорезм был разрушен татаро-монголами в 1220 году, поэт вернулся в г. Биляр – в родные места башкир-билярцев. Считается, что и поэма написана в этих краях. Сюжет поэмы «Кисса-и Йусуф» известен с древнейших времен. Он, например, рассказывается в одной из сур (глав) Корана (начало VII века).
На этот сюжет написаны десятки поэм, в том числе и древнебашкирским поэтом Кул Гали. Поэма состоит из краткого введения (мукаддима), основной части и заключения (хатимы). Во введении сообщается о целях написания поэмы:
Обо всём, что случилось с Йусуфом,
Что сделали с ним его братья,
Как он стал великим царем Египта.
http://www.pandiaweb.ru/text/77/274/1532.php
#БашкирскаяПисьменность
Комментарии 11
Ничуть не объясняя путей передвижения этого народа в добулгарские времена, «История» начинается с цитаты из письма хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн Шапруту (960-е гг.), описывающую этническую ситуацию в Среднем Поволжье середины X вв. В приведённой цитате значатся народы: «Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тит,С-в-р, С-л-виюн», которые интерпретируются как Бур-тас – буртасы, Бул-г-р – булгары, С-вар – сувары, город Сувар в Вожской Булгарии, Арису – мордва-эрзя, Ц-р-мис – черемисы, марийцы, В-н-н-тит – вятичи, С-в-р – северяне, С-л-виюн – славяне. Как видим, в этом списке нет татар, удмуртов, чуваш.
Мимоходом, без всяких обоснований, делае...ЕщёТатарские ученые историю своего народа выводят от самых разных истоков, привязывая её то к чингизидам, то аж к самому Мухамеду, поэтому с выходом из печати «Истории татар» (Казань, 2006) в семи томах возникла надежда, что этот народ, наконец-то, приобретёт ясную и понятную собственную историю.
Ничуть не объясняя путей передвижения этого народа в добулгарские времена, «История» начинается с цитаты из письма хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн Шапруту (960-е гг.), описывающую этническую ситуацию в Среднем Поволжье середины X вв. В приведённой цитате значатся народы: «Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тит,С-в-р, С-л-виюн», которые интерпретируются как Бур-тас – буртасы, Бул-г-р – булгары, С-вар – сувары, город Сувар в Вожской Булгарии, Арису – мордва-эрзя, Ц-р-мис – черемисы, марийцы, В-н-н-тит – вятичи, С-в-р – северяне, С-л-виюн – славяне. Как видим, в этом списке нет татар, удмуртов, чуваш.
Мимоходом, без всяких обоснований, делается сенсационное открытие: «…потомки булгар – казанские татары…» и на этом заканчивается, не начав развернуться, история татар в раннебулгарское время. Удмурты же и чуваши, видимо, были настолько малозначительны, что «…просто оставались не замечены внешними наблюдателями, а если и попадались им на глаза, то воспринимались не как иноэтнические и иноязычные, самостоятельные в военном и политическом отношении единицы, а просто как социальные группы внутри булгарского народа, вследствие чего не было необходимости отмечать их присутствие». Финны, угры, славяне-русы - всего лишь «чужеродные группы, которые в большинстве своём не теряли своего этнического лица. Ассимиляции подверглась только часть этого населения».
Далее без комментариев: «Местные племена рациональнее было просто иметь в роли своего рода федератов, союзников при возможных конфликтах с Русью». А вот ещё: «Правобережье же Волги, современная Чувашия, подверглась более интенсивной булгаризации», (видимо, только поэтому предков чуваш учёный мир признаёт за потомков булгар). «… мордовские земли (не...ЕщёОбъясняя значение остальных этносов в Волжской Булгарии, «История татар» выдаёт такую отсебятину: «Племенной верхушке местных, преимущественно финно-угорских по языку народов, предстояло в IX – X вв. решить впервые возникшую перед ней политическую задачу: выработать и провести в жизнь стратегию взаимоотношения с возникшим в регионе государственным образованием Волжской Булгарией». Подобное заявление было бы уместным, если бы, к примеру, речь шла о римлянах, пришедших в эти края и образовавших государство. Татары, видимо, имели ханства, но это социальное объединение совсем другого порядка, нежели государство в настоящем понимании.
Далее без комментариев: «Местные племена рациональнее было просто иметь в роли своего рода федератов, союзников при возможных конфликтах с Русью». А вот ещё: «Правобережье же Волги, современная Чувашия, подверглась более интенсивной булгаризации», (видимо, только поэтому предков чуваш учёный мир признаёт за потомков булгар). «… мордовские земли (не эрзя и мокша), выполнявшие роль буферной зоны», видимо, не подверглись ассимиляции булгар. Ещё одно открытие: «…причина расхождения путей этноязыкового развития предков марийцев и чувашей в болгарскую эпоху» авторы татарской истории видят «в неравномерном влиянии «татар-булгар» на эти племена». Далее выносится вердикт: «Сложение обоих этих народов на едином в культурном и антропологическом отношении субстрате не подлежит сомнению».
Однако, правду не утаишь: «… ко времени монгольских завоеваний страна была достаточно монолитной и сильной», т.е. до прихода татар – кипчаков на плечах татаро-монгольских завоевателей Серебряная Болгария была сложившимся государством с процветающей экономикой и культурой.
Таким образом, не желая того, Академия наук Татарстана и институт истории им. Ш. Марджани, не найдя следов истории татар на Средней Волге в VIII – XII вв., пришли к единственно правильному выводу: не участвовали предки татар в становлении булгарского государства, их история на Средней Волге начинается с вторжения татаро-монгольских завоевателей. Это подтверждает следующая цитата из «Истории татар»: «…упадок наступает в XIII в. в период монгольского (татаро- ) нашествия и первого разгрома Булгарии…».
Если говорить серьёзно о ранней истории Волжской Булгарии, надо признать основными государствообразующими этносами этого государства предков мари, удмуртов, эрзя, сувар-чуваш, в которые влились булгары первой волны переселения, а затем «с конца IX в. на Среднюю Волгу устремляется поток беженцев (не беженцев, а переселенцев - В.С.), имевших навыки оседлого земледели...ЕщёБольшую часть труда занимает никчёмное разглагольствование о прелестях исламизации края, далёкое от истории татар.
Таким образом, не желая того, Академия наук Татарстана и институт истории им. Ш. Марджани, не найдя следов истории татар на Средней Волге в VIII – XII вв., пришли к единственно правильному выводу: не участвовали предки татар в становлении булгарского государства, их история на Средней Волге начинается с вторжения татаро-монгольских завоевателей. Это подтверждает следующая цитата из «Истории татар»: «…упадок наступает в XIII в. в период монгольского (татаро- ) нашествия и первого разгрома Булгарии…».
Если говорить серьёзно о ранней истории Волжской Булгарии, надо признать основными государствообразующими этносами этого государства предков мари, удмуртов, эрзя, сувар-чуваш, в которые влились булгары первой волны переселения, а затем «с конца IX в. на Среднюю Волгу устремляется поток беженцев (не беженцев, а переселенцев - В.С.), имевших навыки оседлого земледелия и ремесленного производства. Именно это население стало в конце IX – начале X вв. основой оседлого населения протогородов, возникших в этот период в зоне Великого Волжского пути».
Лучше не скажешь, основой протогородов, протогосударства служит оседлое население; кочевники, в лучшем случае, имеют ставки вроде города Каракорума. Напрашивается вывод: на место охотническо-бортнической культуры местного населения приходят полукочевые, полуземледельческо-скотоводческие этносы, затем на них приходят родственные этносы – оседлые земледельцы второй волны – булгары. Перемешавшись те и другие составляют цивилизованное сообщество людей, объединённые в Булгарское государство. Это сообщество, разгромленное татаро-монголами, попранное во времена Золотой орды и Казанского ханства, разграбленное русскими ушкуйниками, нынче пребывает разрозненными этническими группами, пытаясь восстановить свои этнические дома.
Р. Суваров
на фото: работа А.И. Миттова
▼
<p id="mtWr_912688247" data-log-click="{"groupActionType":"TEXT","mtBlockType":"text","target":"text"}" style="margin-right: auto; margin-bottom: 16px; margin-left: auto; max-width: 548px; position: relative;">
Исчез народ болгар и стёрлась история. Как будто и не было этой великой победы. Нет её и в наших учебниках. Телеканал BBS называет армию Чингиз-Хана "непобедимой", которая вдруг сама собой вернулась обратно в Монголию. И этот мусор нам навязывают. Повторяю, армия Чингиз-Хана была разгромлена булгарами у нас, под Жигулями в "Бараньей битве".
...ЕщёРазгром армии был большим позором для монголов. Несколько раз монголы собирали новую армию и вновь отправлялись в поход на Волжскую Болгарию. И вновь эти армии были заманены под засечные черты и разгромлены болгарской тяжёлой конницей, закрывавшей путь к от
▼
<p id="mtWr_912688247" data-log-click="{"groupActionType":"TEXT","mtBlockType":"text","target":"text"}" style="margin-right: auto; margin-bottom: 16px; margin-left: auto; max-width: 548px; position: relative;">
Исчез народ болгар и стёрлась история. Как будто и не было этой великой победы. Нет её и в наших учебниках. Телеканал BBS называет армию Чингиз-Хана "непобедимой", которая вдруг сама собой вернулась обратно в Монголию. И этот мусор нам навязывают. Повторяю, армия Чингиз-Хана была разгромлена булгарами у нас, под Жигулями в "Бараньей битве".
Разгром армии был большим позором для монголов. Несколько раз монголы собирали новую армию и вновь отправлялись в поход на Волжскую Болгарию. И вновь эти армии были заманены под засечные черты и разгромлены болгарской тяжёлой конницей, закрывавшей путь к отступлению.
Болгары имитировали отступление и заманивали под засечную черту. После этого с тыла ударяла тяжёлая болгарская конница. Впереди неприступная засека с лучниками и копьеносцами - сзади тяжелая бронированная конница болгар, против которой легкое оружие монгол малоэффективно. В этих боях сын Чингиз-Хана был убит, а его внук Батый позже - получит стрелу в задницу.
остатки кирпича и керамики