Барулас, Барлас) — одно измонгольских[2][3]племён, участвовавших в походахЧингисхана[4]и в дальнейшемтюркизировавшееся.ПроисхождениеМонгольская империяв 1207 г.Упоминание о барлас имеется также вСокровенном сказании («Тайной историимонголов»)и вАлтан дэбтэр («Золотой книги»)выдержки из которой приводилРашид ад-Дин[5].По мнениюРашид ад-Динарод Барлас происходит от родаБорджигин, основанногоБодончаром. От Бодончара, родившегося, согласно монгольскому историку Х. Пэрлээ[6], в970 году, ведётся фамильный свод"Алтан Уруг"(Золотого древа), давшего монголам и всему мируЧингисхана.*.Сыновьями Бодончара былиХабичи-баатур[7]и Бааридай.*.От Хабичи-баатура родилсяМэнэн-Тудун(Дутум-Мэнэн).У Мэнэн-Тудуна было семеро сыновей: Хачи-хулэг (Хачи-Кулюк), Хачин, Хачиу, Хачула, Хачиун, Харандай и Начин-баатур.*.Сыном Хачи-Кулюка былХайду(У Рашид ад-Дина Хайду назван сыном Дутум-Мэнэна[8]) от которого произошелЧингизхан.*.Сын Хачиу — Барулатай, от него, а также сыновей Хачулы Еке-Барула и Учуган-Барула пошёл родБарулас.СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ. Глава"МОНГОЛЬСКИЙ ОБЫДЕННЫЙ ИЗБОРНИК". Раздел I. "РОДОСЛОВНАЯ И ДЕТСТВО ТЕМУЧЖИНА (ЧИНГИСА)". Абзац § 46[9].Сын Хачи-Кулюка, Хайду, по матери происходил от Намолуны. Хачинову же сыну дали имя Ноягидай. Из-за его крайнего чванства (noyansiy aburity) и род его стал прозываться Ноякин. Сына Хачиу звали Барулатай.Ростом он был велик и горазд до еды. Род его прозвалиБарулас. Сыновья Хачулы также образовали родБарулас, и из-за жадности обоих братьев к еде пошли родовые прозвищаЕке-БарулаиУчуган-Барула, а отсюда пошли уже и родовые подразделения Баруласов:Эрдемту Барулас,Тодоен-Баруласи др. Дети Харандая стали родоначальниками племени Будаад-кашников, которое назвали так по той причине, что у них, наподобие перемешанной каши, не было ни старшего, ни главы. У Хачиуна был сын, по имени Адаркидай. Он стал родоначальником племени, прозванного Адаркин-сутяги из-за тех распрей, которые он заводил между братьями. Сыновья Начин-Баатура прозывались Уруудай и Мангутай. От них пошли племена Урууд и Мангуд. У Начин-Баатура от первой, старшей жены родились еще Шичжуудай и Дохолодай.Исторические сведенияЭтноним барлас известен со временЧингиз-хана.Рашид ад-Динпишет, что четырёхтысячное войско, которое выделилЧингиз-хансвоему сынуЧагатаю, состояло, в частности, из барласов[10]и что, как иджалаиры, они были первоначальномонгольскимплеменем под названием барулос, что в переводе смонгольскогоозначает «толстый, сильный». Оно также означало «полководец, предводитель, смелый воин» и было связано с воинской отвагойпредставителей племени[11].Абулгазихан(1603—1664), основываясь на народной этимологии, утверждал, что слово барлас означало «воевода, военачальник».[12].Первоначально населяли территории современнойМонголии.МонгольскийисточникXIII векаупоминает некоторые родовые подразделения барласов: эрдемту барулас и тодоен-барулас.[13].По мнению доктора исторических наук, этнографа Б. Х. Кармышевой, барласы были одним из ранних и могущественныхтюркскихплемён,[14]вошедших в составузбеков.[15]В большинстве источников барласов интерпретируют как племя, тюркизированное во второй половине XIII века и, кXIV веку, уже полностью[16]говорившее натюркскомчагатайском (староузбекском) языке.[17][18]В то же времяИбн Арабшахописывая своего современникаТамерланаиз рода барлас заявляет: «Что касается персидского, тюркского и монгольского, он знал их лучше, чем кто-либо другой»[19]. Часть из них переселилась в оазисы Средней Азии после1266 года. В основном они разместились на территории Кеша (современныйШахрисабзскийрайон РеспубликиУзбекистан).По данным востоковедаВ. П. Юдинавсе племя барлас имело характерную кличку,прозвище — «осёл», «ишак»[20]. Откуда оно произошлоЮдинне уточняет и никаких ссылок на источники не приводит.По мнению Б. Х. Кармышевой, названия барласских родов, живших на территории Мавераннахра не связаны с монгольскими родами, а представляли собой коренное население региона.[21]Барласы при ТимуридахБарласы достигли вершины могущества при правленииТамерлана(1370—1405) иТимуридов(1405—1507) в Мавераннахре иХорасане. СамТимурбыл из рода барласов и при своих походах опирался на барласских военачальников, хотя в еговойске были представлены различные рода и племена. Барласы до возвышенияТамерланапредставляло собой обедневшее племя родовой знати монгольских кочевников[22].Барласы поселились в Кашкадарьинском оазисе в первой половине XIV в. При покровительстве Тамерлана барласы стали распространяться и на другие регионы. Известно, что и после смерти Тамерлана барласы занимали почетное положение в государствах Темуридов. В началееXVI века, часть барласов вместе сБабуром, после разгрома его войскдашти-кипчакскими узбеками, отправилась вАфганистан.[11][23]В 1406 году в войске внукаТимураУмара, правителя Азербайджана, погиб цвет и большая часть мужского населения племени барласов. Уничтожил ихАбу Бакр-мирза, другой внукТимура, правитель западного Ирана.[24]В 1427 году войскаУлугбекаразгромила армия чингизидаБарак-хана[25].Барласы после ТимуридовВXVIв. барласы жили на левом и правом берегахАмударьи. К этому времени это племя разрослось за счет присосединения к нему других племен, поскольку вступать в союз с ним считалось престижным. Но в дальнейшем, после установления властиШейбанидов, барласы утратили свои позиции.Во временаБухарского ханствачасть барласов продолжала вести полукочевойобраз жизни и заниматься животноводством, сохраняя свое название и традиционное внутреннее единство. Это проявлялось в заключении браков преимущественно между членамиплемени, а также в обладании особым красноречием, служившим своеобразной"визитной карточкой" членов племени барлас.БарласыШахрисабза, который находитсярядом сСамаркандской областью, наоборот, считают, что их предки долгое время жили вГиссаре, после чего вернулись в свои родные места — вКашкадарьинский оазис. Среди жителей села Юкори Тарагай (Кашкадарья) бытует легенда, что в прошлом они покинули эти места и отправились вГиссар, откуда вернулись лишь в началеXIXв. По другим источникам, что в серединеXVIIIв.мангитМухаммад Рахимпереселил около 20 тыс. семей барласов на территорииСамаркандаиШахрисабза[11].Барласы в основной своей массе тюркизировались и ассимилировались в составе узбекского этноса[26], являясь его этнографической группой[27],[14]. Барласы указаны в списке 92узбекскихплемен, составленных в Мавераннахре, например, в списке из рукописи 4330.3 изсобрания Института востоковедения Узбекистана[28]Настоящее положениеК началу XX века вМавераннахреих оставалось немного, многие были ассимилированы или переселились вАфганистан,ПакистаниСеверную Индию.В1920 годубарласы были зафиксированы почти исключительно в горных районахСамаркандской областииШахрисабзском оазисе. Барласы также жили в Гиссарской долине. Они делились на следующие рода: талиббачча, козыбачча, полатбачча, ахсакбачча, неъматбачча, шашбачча, ката кальхопизи, майда кальхопизи, джатта[29].В южных районах Узбекистана живут два рода барласов — олтибачча и кальхофизи. Олтибачча, по легендам, произошли от шести братьев. Различают также такие рода и колена, как казибачча,пулатбачча, ахсакбачча, неъматбачча.Довольно значительная группа барласов — потомков переселенцев из бассейна Кашкадарьи, образовала в первой половине XIX в. к востоку от Пенджикента компактную группу селений с центром в Суджине. К югу от этого селения, в Магиане они образовали с. Чорбог, а к северу, в Афтобруе, с. Юкари-кишлак (Турки дач).[30]. В переписи 1920 года основная часть барласов Самаркандской области была зафиксирована в Каратепинской, Магиано-фарабской, и Пенджикентской волостей в количестве 3002 человек.[31].По данным районирования 1924 года, в бывшем Хисарском бекстве жил 7501 узбек-барлас[32]и в бывшем Денауском бекстве жило 468 узбек-барласов[32].По данным районирования 1926 г., в Верхней Кашкадарье было зарегистрировано 710 барласов[33], и они проживали в селах Саёт, Хасан-тепа, Оммагон, Тошкалок, Аёкчи, Хонака, Тарагай. В этих селах жили такие племена, как толиббачча, казибачча, неъматбачча[34].В настоящее время в Самаркандской, Кашкадарьинской областях сохранились этнические названия барласов, но в других регионах Узбе
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Этноним барлас известен со времен Чингисхана. Рашид ад-Дин пишет, что четырёхтысячное войско, которое выделил Чингисхан своему сыну Чагатаю, состояло, в частности, из барласов и что, как и джалаиры, они были первоначально монгольским племенем под названием барулос, что в переводе с монгольского означает «толстый, сильный». Оно также означало «полководец, предводитель, смелый воин» и было связано с воинской отвагой представителей племени.