Dodge Dart — автомобиль, производившийся в США подразделением Dodge корпорации Chrysler c 1960 по 1976 годы, и в Южной Америке — до 1983 года. Считается, что своим названием он обязан новейшему по тем временам, сверхзвуковому истребителю фирмы Convair.
Впоследствии название Dart было использовано для компактного автомобиля Fiat, производство которого началось в 2013 году.
Оригинальный Dart был сконструирован в 1957 году с кузовом, разработанным итальянской фирмой Carrozzeria Ghia. Изначально автомобиль выпускался как полноразмерный, но бюджетный и с короткой колесной базой (1960—1961 годы), но в 1962 году выпускался как автомобиль среднего размера, и, наконец, с 1963 по 1976 годы он считался компактным.
Второе поколение.
Появившееся в 1967 году второе поколение получило новый, более современный кузов (дизайнер — Элвуд Энгэл, Elwood Engel), улучшенное рулевое управление и переработанный моторный отсек, приспособленный для установки более крупных двигателей. Кузов-универсал перестал выпускаться, и теперь автомобиль был доступен только как двух- или четырехдверный седан, двухдверный хардтоп или конвертибл (кабриолет), комплектация «170» теперь стала называться просто Dart, комплектации «2740» и «GTR» остались. В таком виде автомобиль будет выпускаться до самого конца производства (в США/Канаде/Мексике — до 1976 года, в Южной Америке — до 1983), с незначительными фейслифтингами, заключающимися в некоторой переработке передка и кормы и изменениях в интерьере. Боковые стекла — впервые для компактного Chrysler — стали гнутыми. Машина имела заднее стекло уникальной формы — вогнутое, но это решение себя не оправдало — в углублении накапливался снег, стекло бликовало, толстые задние стойки крыши мешали обзору.
С 1968 года стала доступна модификация GTS 340 с большим 5,6-литровым (340 дюйм.куб) двигателем в 275 л. с. или, как опция, уже серьёзным 6,5-литровым V8 (383 дюйм.куб), а в 1969 (и только в 1969) году — даже 440-кубовым (7,2 литра) мощностью за 400 л. с., но эти модификации оказались сложны в управлении — огромный двигатель не оставлял места для вакуумного усилителя тормозов и ГУРа, а без них ездить на машине было крайне тяжело, поэтому версии с большими двигателями (big-blocks) были популярны в основном у дрэг-рэйсеров. В конце 1968 года был прекращён выпуск двухдверного седана, который в следующем году был заменён хардтопом, теперь называемым Dart Swinger. В том же 1968 было выпущено очень незначительное количество Hurst Hemi Dart с двигателем 426 HEMI от Dodge Charger, они были предназначены исключительно для дрэг-рейсинга, отличались неудовлетворительной управляемостью, и езда по обычным дорогах на них была запрещена.
В 1970 году базовый 170-кубовый двигатель был заменён более дешёвым в производстве благодаря широкой унификации с другими моторами Chrysler 199-кубовым (3.2 л), так же Slant Six. C 1971 года самые мощные Dart Swinger, начиная от комплектации Swinger 340, назывались Dodge Demon и имели более выраженный агрессивный характер. Demon также получил фактически новый кузов, за исключением решётки радиатора и задних фонарей, он делил его с Plymouth Duster.
В 1973 году, чтобы соответствовать новому федеральному законодательству, автомобиль получил новые бампера повышенной энергоёмкости с массивными резиновыми накладками-клыками (т. н. bumperettes) в виде опции, более крупные задние фонари и инерционные ремни безопасности. В следующем году появилась люксовая версия SE, имевшая автоматическую КПП TorqueFlite в стандарте, велюровый салон, отделку панели приборов под дерево.
В 1975 году были добавлены каталитические нейтрализаторы выхлопа, с ними использовался только неэтилированный бензин. В последнем, 1976 году, дисковые тормоза стали стандартным оборудованием, а рычаг ручного тормоза, располагавшийся до этого под панелью приборов, как на «Волге» ГАЗ-24, перекочевал на его обычное место — между передними сидениями. С конца весны 1976 года Dart был заменён новой моделью — Dodge Aspen/Plymouth Volare, которая показала себя плохо, и вскоре (в 1980 году) уступила место другим, европеизированным «новым компактам».
Испанский Dart.
Также Dart собирался с 1965 по 1977 год испанским филиалом Chrysler на заводе Barreiros Villaverde в Мадриде из американских SKD-китов. Всего было выпущено 17,589 автомобилей. С 1970 года выпускалась модель Dart 3,700, также построенная на базе американского Dart, но прошедшая рестайлинг независимо от продукции американского Dodge (по сути вариант бразильского Dodge Coronado).
Dart был и остаётся самым крупным из автомобилей, когда либо производившихся на территории Испании, и имел самый большой из когда-либо устанавливавшихся на испанский автомобиль двигатель. Будучи в США дешёвым «народным компактом», в Европе он даже в 6-цилиндровом варианте считался очень дорогой, престижной и неэкономичной машиной. Часть машин, в основном с самой простой отделкой, комплектовалась дизельным двигателем Barreiros Diesel.
Производственные мощности испанского Chrysler перешли после 1977 года «Пежо», так как охваченная кризисом головная компания сворачивала деятельность в Европе.
Dart в своё время был излюбленным автомобилем политиков франкистского правительства Испании, по сути играя ту же роль, которую «Волги» играли в СССР. В частности, именно в салоне своего Dodge Dart 3700GT был убит членами ЭТА адмирал Луис Карреро Бланко.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев