«Смертельные» ДТП и аварии с потерпевшими
Сразу 33 уголовных дела возбудили в Москве в связи с 25 эпизодами якобы смертельных ДТП и еще восемью авариями, в которых «жертвы» получили тяжкие травмы. Об этом РЕН ТВ сообщили источники в правоохранительных органах. Компенсация за каждого погибшего составила 475 тыс. рублей, за выживших платили от 250 тыс. до 415 тыс. рублей.
Схема каждый раз была одинаковой: в Российский союз автостраховщиков (РСА) поступали документы об авариях, в которых кто-либо погиб или получил тяжелые увечья. Параллельно подозреваемые открывали расчетные счета в Альфа-банке или в банке «Открытие», оформляли карты на несуществующих лиц по заранее подготовленным поддельным документам.
В РСА на основании этих данных совершали выплаты: средства поступали на счет членов семей «погибших» или выживших «потерпевших», после чего мошенники их обналичивали. Общий ущерб в итоге составил 14 775 000 рублей.
Требования высокие, сроки короткие
Редакция направила запросы в пресс-службы указанных банков, но ответа на момент выхода публикации не получила.
В РСА в беседе с корреспондентом «Известий» пояснили, что не имеют права, согласно законодательству, как-либо комментировать конкретную ситуацию об уголовном деле. Однако согласились рассказать о лазейках, которыми пользуются мошенники, чтобы получить выплаты за несуществующие ДТП. По словам заместителя исполнительного директора РСА Сергея Ефремова, ситуации, в которых страховые компании производят выплаты недобросовестным клиентам, происходят, в частности, по той причине, что страховщики не успевают в отведенный законом 20-дневный срок досконально проверить все обстоятельства подозрительной аварии.
«Смерть можно использовать по-разному: человек мог просто умереть от старости или болезни, но этот факт можно сфальсифицировать и привязать к ДТП. Фактически получается, что человек умер, но мы не знаем, где, когда и при каких обстоятельствах. Кроме того, частая ситуация — когда документы на человека фальсифицируются полностью, то есть указанного в заявлении на получение страховой выплаты человека вообще никогда не существовало. Когда идет фальсификация документов, не все их удается проверить в установленный срок», — рассказывает он.
Согласно закону, на выплату по ОСАГО нам дается 20 дней. За это время нам нужно успеть сделать запрос в соответствующие госорганы, в загс, нотариусу для проверки доверенности. А загсы до 2020 года вообще не предоставляли страховым компаниям информацию о том, жив человек или мертв, а сейчас делают это, но в предусмотренный законодательством 30-дневный срок. Если добавить к этому сроку почтовый пробег, то получаются два месяца — поэтому загсы в отведенные на выплату сроки нам не успевают подтверждать, жив человек или мертв. А если задержать выплату, то начинают копиться пени и штрафы, приходит запрос из Центробанка, который грозит санкциями. В итоге выплата совершается, а уже потом оказывается, что и ДТП не было, и человека, указанного в документах, не существует. Или это оказываются подставные лица, часто бездомные, на чьи документы всё и оформляется.
Ефремов привел пример Германии, где у страховых компаний есть возможность продлить срок выплаты до полугода для проведения дополнительного расследования. В случае если подозрения не подтвердились, страховщики выплачивают пени за просрочку. Такая схема, по его мнению, могла бы улучшить ситуацию на рынке страхования и в России.
«Мы ведь изначально не исходим из того, что вокруг нас все мошенники, но этим пользуются и недобросовестные граждане: ведь мошенничество построено на обманах, с возможным использованием лазеек в законах, — отмечает Ефремов. — Например, нам сообщают, то произошло ДТП в каком-нибудь отдаленном субъекте — возьмем Дагестан. Нам говорят, что в нем есть погибший, присылают документы. Нужно время на проверку. Установленный законом срок заканчивается, мы делаем выплаты, а потом приходит подтверждение, что такого человека вообще не было. Также помог бы автоматический обмен между базами МВД, Минздрава, страховых компаний и других государственных органов. Если бы они были связаны, стало бы проще понимать, что на самом деле происходило с человеком.
Например, если произошло ДТП и человек получил травму, можно было бы сразу получить подтверждение. Сейчас, чтобы проверить, был сам факт травмы или нет, нужно сделать запрос в лечебное учреждение. Там в соответствии с законом об организации страхового дела нам обязаны дать ответ. Но с позиции медиков получается, что диагноз — это персональные данные, и попросту отказывают. Очень важно дать страховщикам свободный допуск к видеокамера по фактам страховых событий, данное действие предотвратило бы сотни мошеннических действий», — считает Ефремов.
Юрист Илья Афанасьев изучил аргументы РСА и не согласен с тем, что на проверку данных по смертельным ДТП недостаточно времени.
«Проверить свидетельство о смерти легко, ведь оно оформляется в загсе, печатают его на бланке строгой отчетности. Справку о ДТП тоже легко проверить, ведь в службах безопасности страховых компаний, как правило, работают бывшие сотрудники ГИБДД и даже ФСБ. Существует список так называемых подозрительных параметров для каждого случая. Например, для подставных аварий это темное время суток, отдаленность от населенных пунктов, а в случае со смертельными авариями таких подозрительных сигналов еще больше», — рассуждает юрист.
Афанасьев уверен: в большинстве случаев без наличия у мошенников собственных источников в страховых компаниях многие схемы просто не сработали бы.
«Даже в случае с полученными в ДТП травмами — всё это подтверждается справками от врачей на бланках, поэтому без своих людей в страховых это просто не провернуть», — считает Афанасьев.
Обещают пересчитать выплату в большую сторону
Рядовых автовладельцев обманщики завлекают обещаниями увеличить обещанную им после ДТП страховую премию: о такой схеме рассказали в ГУ МВД России по Москве. Так, злоумышленники завладели персональными данными клиентов одной из страховых компаний. Выбрав из нее тех, кто ожидал выплаты, начали обзвоны от имени страховщика, в которых утверждали, что после проведения проверки выявили факты занижения выплат. Чтобы пересмотреть назначенный размер премии и получить дополнительную сумму, клиентам предлагалось провести независимую экспертизу.
Мошенники направляли доверчивых водителей в подконтрольные сообщникам фирмы. Там для вида авторы схемы проводили фиктивные экспертизы без осмотров автомобилей и обманом получали полный пакет документов. С ним подозреваемые от имени водителей, которые оставались в неведении, направлялись в суды, где получали официальные решения на возмещение ущерба. Сейчас установлено уже свыше 500 случаев выплат по поддельным документам на общую сумму более 100 млн рублей. В отношении четверых подозреваемых возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 159.5 УК России «Мошенничество в сфере страхования».
Как предположил юрист Илья Афанасьев, в таких случаях юридически несведущим автомобилистам, скорее всего, подсовывают на подпись договор цессии, по которому водитель уступает право требования о возмещении ущерба другому лицу.
«Водители приезжают на якобы осмотр, подписывают акт приемки-передачи, а с ним и цессию. Никто ведь у нас внимательно документы не читает, — поясняет Афанасьев в разговоре с «Известиями». — Потом мошенники просят водителя подождать «повышенную» выплату, а сами спокойно получают положенные ему деньги. Доказать, что произошел обман, в таком случае невозможно. Ведь обманутый всё подписал добровольно — в полиции помочь ему не смогут, ведь всё произошло без принуждения».
Ситуацию тут значительно бы улучшило создание отдельной базы договоров цессии: тогда и страховщики, и полиция могли бы видеть, кто и кому передал свои права требования выплаты.
Выкупают право требования
Страховщики также указали на ситуацию, когда переуступка права требования по ОСАГО превращается в ловушку для автомобилистов. Такая схема до сих пор очень распространена на юге России: там к попавшим в ДТП сразу выстраивается очередь желающих оформить договор цессии, по которому так называемые автоюристы получают от страховой максимальную выплату. Покупают право за 30 тыс. рублей, а отсуживают по 400 тыс. А потом водителю через год прилетает обязанность заплатить подоходный налог.
Иногда автомобилистам с истекающим сроком действия полисов поступают звонки от якобы их страховой компании, предлагающей оформить полис со скидкой. Сейчас таким в основном занимаются злоумышленники, в чьем распоряжении оказалась база с подробными данными об автовладельцах. В Центробанке не перестают советовать оформлять документ через сайт РСА или непосредственно в офисах компаний.
Мошенники могут внедряться в страховые компании
По мнению Ильи Афанасьева, мошенники в России чувствуют себя достаточно свободно еще и потому, что закон о защите персональных данных «в целом не работает».
«Надзора нет никакого. Базы продаются направо и налево. У каждого страховщика есть своя база убытков, которая работает по принципу организации бухгалтерии в программах «Битрикс» или 1С. Вот их чаще всего и сливают, по ним и обзванивают клиентов, предлагая им повышенные выплаты», — говорит Афанасьев.
В феврале компания «Росгосстрах» была привлечена Банком России к административной ответственности по ч. 3 ст. 13.25 КоАП («Нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах»). Ранее ЦБ уже привлекал страховщика к административной ответственности по указанной статье КоАП.
Затягивать гайки или повышать стоимость полисов
Заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов признает, что мошенники постоянно ищут новые лазейки в законодательстве, на что страховщики вынуждены реагировать.
«Как только мы начинаем затягивать гайки, усложнять процедуру получения выплат, исключая из схем мошенников, начинаются недовольства, страховщиков обвиняют в том, что они только получают выгоду. Даешь больше свободы — всё, у страховщиков возникают убытки, потому что начинается поток претензий от недобросовестных автомобилистов. Тогда, чтобы покрывать этот ущерб, нужно устанавливать более высокие тарифы, что опять-таки вызывает критику», — подытожил представитель РСА.
Нет комментариев