(Продолжение рассказа о Зубаире и Мухамаде Раджи).
Гимринцев всегда отличало трудолюбие и большая производительность труда. Это качество гимринцев отметил известный дагестанский историк Р. М. Магомедов, который на основании народного предания пишет, что один гимринец выполнял столько работы, сколько 16 унцукульца или 32 ирганайца. Эта способность гимринцев была очень быстро замечена и в Саратовской губернии, куда, в основном, они были высланы. Не были исключением братья Раджи (такая фамилия была дана там потомкам Раджаба) и жившие рядом с ними гимринцы.
Первоначально, помещик, у которого они работали, разрешил этим гимринцам вспахать небольшой участок земли на ближайшей к их жилищам поляне и выращивать овощи для своих нужд. Добрейший человек, говорят, был этот землевладелец. Своих детей он не имел. К тому же достиг уже преклонного возраста. Он восхищался качеством и объемом работ, выполнявшихся дагестанцами для него. Видимо, он пожалел их и проявил великодушие. Его благотворительность не ограничилась этим смелым и нетрадиционным поступком. Не исключено, что он имел татарские корни.
Потом он разрешил им содержать корову в собственном лесу, чтобы иметь молочные продукты для детей. Через некоторое время дал Гимринцам возможность обработать дополнительные участки земли и увеличить поголовье домашних животных на правах арендующих. Таким образом, семьям горцев удалось намного улучшить свое материальное обеспечение, обзавестись личными хозяйствами. Наиболее предприимчивые и в условиях ссылки умудрились получать доходы от этих скромных хозяйств и накопить некоторые сбережения. В этом деле не отставали от других и братья Зубаир-хаджи и Мухамад Раджи.
Когда закончился срок ссылки, почти все горцы с превеликим удовольствием возвращались домой. Освобождение наступало не сразу для всех, многие еще оставались не освобожденными. Оставаясь в ссылке больше некоторых своих земляков, Зубаир, Мухамад и другие получили возможность присоединить к своим участкам и те наделы земли, которыми пользовались уехавшие земляки. Собственник этой земли видел, какие доходы свои работники начали получать от предоставленных им участков. Он тоже надежно получал от горцев арендную плату.
К моменту освобождения этих семейств, у этого землевладельца зародилась новая идея. Он пригласил к себе Зубаира-хаджи, Раджабил Мухамада, Абдулкарима-хаджи и других их родственников, которые вызывали его особые симпатии. Устроил им пир и завел разговор о своих землях и лесах. Старик пожелал, чтобы предприимчивые Гимринцы арендовали у него, на очень выгодных для арендаторов условиях, все земельные надели и леса. А те земли, которые они до этого обрабатывали, были предложены для выкупа в собственность.
После долгой беседы ему удалось убедить горцев в необычайной выгодности для них своего предложения и уговорить их остаться. Состоявшиеся алимы, набожные мусульмане Зубаир-хаджи и Абдул-Карим-хаджи не очень этого хотели, но более молодые и предприимчивые Раджабил Мухамад и совсем юный Хаджиясул Мухамад, сын Абдул-Карима сразу приняли это предложение и стали уговаривать старших остаться. Таким образом, несколько семьей Гимринцев остались на чужбине, чтобы заработать состояние, прежде чем вернуться на родину.
Абдул-Карим-хаджи оставаться там не мог. Ещё несколько лет тому назад при своих земляках он дал публичную клятву в том, что пешком совершит ещё один хадж без обуви на ногах, если ему будет суждено увидеть освобождение от этой ссылки. Его считали очень хорошим алимом, провидцем, владеющим караматом. Раз он дал слово, то и мысли не могло быть об отложении путешествия во имя Всевышнего. При появлении первой же возможности, он с несколькими товарищами из татар покинул Россию, оставив семейство там же.
Чего только не пришлось пережить этому горцу в пути, сколько раз он оказался на грани жизни и смерти, но, не смотря ни на что, только он один добрался из товарищей до Мекки. Весь путь он совершил, говорят, как и обещал, без обуви на ногах. В Гимры до последних десятилетий ХХ века хранилась рукопись на арабском языке, в которой Абдул-Карим-хаджи сам описал это интересное путешествие. Хранилась рукопись у потомков, она была за угол приклеена с внутренней стороны обложки Корана, принадлежавшего этому алиму. К сожалению, Коран остался, а рукопись исчезла в 80-х годах. Предположив, что она могла попасть к одному из гимринских алимов того периода, нами предпринимались попытки поиска рукописи, но пока безрезультатно. Остались еще люди, которые еще кое-что помнят из содержания этой рукописи.
Став вольными крестьянами, и имея в распоряжении большие земельные ресурсы, гимринцы сумели очень быстро организовать высокорентабельное крестьянское хозяйство. В организации производства, коммерческих делах главную роль играл Раджабил Мухамад. Настало его время. Теперь всецело раскрылись его предпринимательские способности. Зубаир-хаджи работал, не делая себе никаких поблажек, но все высвободившееся от хозяйственных работ время посвящал чтению книг и религиозным обрядам. Всё хозяйство у братьев было общее, но Зубаира-хаджи богатство и праздная жизнь никогда не интересовали.
Раджабил Мухамад, благодаря своим деловым качествам, быстро приобрел авторитет среди ссыльных дагестанцев. Бывший наиб Шахав Анцухский, который также находился в ссылке в Саратовской губернии вместе с семейством, сам пожелал выдать за Раджабил Мухамада, родственника имама Шамиля, свою дочь Атикат. О том, что он был женат еще три раза, говорилось ранее, называя его первую жену с неизвестным именем, Аминат и Джавгарат. Кроме них и Атикат Анцухской была еще жена татарка, на которой он женился позже. Были, видимо, и другие жены.
Согласно преданиям гимринцев, он женился восемь раз и имел от них 24 детей. Из-за многочисленности, я в свое время не включил их всех в генеалогическое древо рода Бартихана, которое составлял лет 25 тому назад, ограничившись указанием общего количества детей - 24. Вопрос о семье Раджабил Мухамада требует дополнительного уточнения. Его потомки от жен тляратинки и татарки проживают в Махачкале, Буйнакске и других местах. Поэтому оставляем вопрос о его семье открытым до выяснения всех возможных сведений.
Скоро братья Раджи стали, вместе с Хаджиясул Мухамадом – сыном Абдул-Карима-хаджи, который вернулся с хаджа к своему семейству, стали уже достаточно богатыми людьми. А старик-помещик уже перестал выезжать из Саратова, годы брали свое. Поэтому он предложил гимринцам выкупить все его земли в собственность. Что и было сделано незамедлительно. Так они стали солидными землевладельцами в Саратовской губернии.
В конце XIX века в России началось масштабное строительство железных дорог. По проекту дорогу предполагалось проложить через земли и леса, принадлежавшие как раз гимриским предпринимателям. Царское правительство выплатило огромные суммы денег за земли, отбираемые у них под строительство железнодорожного полотна. Кое-какая земля осталась ещё и в их собственности, но став богатыми людьми интересы их уже были обращены на город Саратов. Из крестьян они превратились в настоящих предпринимателей, в деятельности которых, помимо других видов, основной стала торговля.
Женой Хаджиясул Мухамада была гимринка Ханум, внучка Раджабил Айшат и Газимухамада-хаджи по матери Патимат. У Ханум был один единственный брат по матери Герейил Муртазаали. Их мать Патимат вышла еще раз замуж. Сирота Муртазаали оказался предоставленным сам себе в подростковом возрасте и вынужден был подрабатывать на хлеб, выполняя всякую работу, которую предлагали односельчане. Однажды, приехав в Гимры, Ханум и Хаджиясул Мухамад застали его в таком бедственном положении.
Посоветовавшись с мужем, Ханум забрала брата с собой в Саратов. Там они привели Муртазаали в порядок, одели, обули и вовлекли в свою коммерческую деятельность. И он оказался талантливым предпринимателем. Вскоре Муртазаали стал богатым женихом. И Раджабил Мухамад без колебаний выдал за него свою дочь Рабият. Она была очень умной девушкой, поэтому фактически стала главной советницей отца во всех его делах. Она своими советами и умением вести домашнее хозяйство помогла и мужу Муртазаали очень быстро войты в круг саратовской элиты, наряду с отцом и Хаджиясул Мухамадом.
Когда получила возможность вернуться в родной аул, жена Раджабил Мухамада Аминат очень соскучилась по родственникам и по родным местам. Она попросила мужа организовать ей с детьми поездку в Гимры и обратно. Такая возможность была ей предоставлена. Вполне возможно, что она с детьми отправилась в путь вместе с Хаджиясул Мухамадом и Ханум. Гимринские старики вспоминали, как прислуга, которая также приехала вместе с ними, ходила по узким гимринским улочкам за Ханум, приподнимая от земли полы её шикарного платья.
Во время той поездки, по дороге в Гимры через скалы в местности Бузна в Сулакском каньоне случилась беда. Повозка, на которой ездили Аминат с детьми, соскочила с дороги. С зависшей над пропастью повозки успели снять и спасти детей, а удержать повозку не смогли. Аминат упала вместе с повозкой и погибла. Она помогала спасать детей, а о себе не подумала. Повозка, с которой сняли детей, естественно, потеряла шаткое равновесие, которое чудом установилось на самом краю скалы. Вовремя соскочить Аминат не успела. Её труп перевезли в Гимры и похоронили на сельском кладбище. Дети вернулись в Саратов.
В Саратове гимринские предприниматели развернули широкую деятельность. Были открыты там свои магазины, производства, вложены средства в развитие городского транспорта. Все они стали купцами первой гильдии. Один из крытых рынков принадлежал Раджабил Мухамаду и Зубаииру-хаджи. У них, как уже отмечалось, весь бизнес был общим, но занимался им только Мухаммад и его дети. Зубаир по-прежнему занимался сельским хозяйством и лесом, оставался в лесу и всё больше внимания отдавал религии и исламскому учению. Были у него там и свои ученики из числа мусульман.
В Саратове Раджабил Мухамад построил очень красивый двухэтажный особняк для переселения туда семьи Зубаира-хаджи и своей семьи. Все родственники ходили и ходили к Зубаиру-хаджи в лес и уговаривали его поехать в город, хотя бы посмотреть на свое жилище. Так и не смогли его забрать. Даже не увидел он своего жилища и своих магазинов с базаром.
Когда я, будучи еще школьником, слышал рассказ гимринских стариков о саратовском доме Раджи, я всегда представлял его в виде дома по улице Маркова в городе Махачкала, с балконами, поддерживаемыми атлантами. А Зубаир-хаджи, когда ему родственники рассказывали о красоте скульптур украшающих фасад огромного дома, в каждый раз повторял, говорят, одно и то же: «В самый раз будет замазать эти идолы, запрещенные в исламе, жижей из коровяка».
Раджабил Мухамад вложил все свои с братом средства в Саратове. Хаджиясул Мухамад и Герейил Муртазаали (Магомедов) в начале ХХ века начали переводить свои средства в Дагестан и вкладывать в основном в развитие промышленности. Они построили в Темир-хан-Шуре крупный консервный завод, открыли консервное объединение «Керимовъ и Магомедовъ», совместно с Махачом Дахадаевым и другими владели кинжальным заводом, электростанцией, рынком, имели свои магазины, такси и прочее. С их помощью, Магомедовым (Паризатил) Хаджи консервный цех был открыт тогда же и в селении Гимры. Этот потомок Бартиханил Меседо и Раджаба по линии дочери Айшат построил в центре села Гимры двухэтажный особняк. Для этого им был приведен в Гимры русский инженер. У Хаджи потомков не было.
Когда в России запахло революцией, Рабият очень быстро сообразила, что к чему. Она уговорила отца вернуться в Дагестан. На старости лет он жил в селении Гимры. В Саратове оставил своих детей, во главе со старшим сыном Далгатом, которые после революции также вернулись на дагестанскую землю. Зубаира-хаджи к этому времени в живых не было. Его семья тоже вернулась в Гимры. Ни один человек из этого семейства не попал тогда под жернова революции, не было конфискации имущества. Они сами сдали свои богатства и недвижимость в пользу государства. И это всё произошло благодаря умным советам Рабият Раджи.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
доходные дома, фабрики, которые его отец Раджи Магомед не успел продать перед революцией, а те , были проданы ,сам Раджи Магомед, выручку от них раздал вдовам шахидов, погибших во времена Кавказской войны в родном селе Гимры, затем он уехал в Хадж и там же остался, умерев в 1919г во время сбора винограда. А Далгат, его сын изменил имя на татарский манер на Далмат, о чем свидетельствует перепись Саратова, по доносу был опознан и выслан в начале 1930 г на каторгу в Соловки по этапу, откуда он сбежал , поселившись в городе Хасавьюрте на улице Красной под фамилией своей жены красавицы Загидат Гаджиевой(внучке генерала царской армии Алискендера из Эрпели и Караная, у которого быда дочь Умужат( мать Загидат,а отец Загидат старшина Чиркея Гаджи, тот , что похоронил Махача Дахадаева) ) . у Далгата и Загидат осталась дочь Марьям, моя мать и...ЕщёКрасавец Далгат, мой дедушка, на фото в черкесске. Сын Раджи Магомеда. Жил до последнего в г Саратове и занимался имуществом своего отца Раджи Магомеда, его
доходные дома, фабрики, которые его отец Раджи Магомед не успел продать перед революцией, а те , были проданы ,сам Раджи Магомед, выручку от них раздал вдовам шахидов, погибших во времена Кавказской войны в родном селе Гимры, затем он уехал в Хадж и там же остался, умерев в 1919г во время сбора винограда. А Далгат, его сын изменил имя на татарский манер на Далмат, о чем свидетельствует перепись Саратова, по доносу был опознан и выслан в начале 1930 г на каторгу в Соловки по этапу, откуда он сбежал , поселившись в городе Хасавьюрте на улице Красной под фамилией своей жены красавицы Загидат Гаджиевой(внучке генерала царской армии Алискендера из Эрпели и Караная, у которого быда дочь Умужат( мать Загидат,а отец Загидат старшина Чиркея Гаджи, тот , что похоронил Махача Дахадаева) ) . у Далгата и Загидат осталась дочь Марьям, моя мать и братья Шамиль и Зубаир. В статье много неточностей, видно, что ее писал не потомок Раджи Магомеда, а потомок Зубаира, брата Раджи Магомеда