У многих людей слово «газ» вызывает чувство опасности. Попробуем
разобраться, насколько опасной является эксплуатация переоборудованного
автомобиля. Хочется сразу отметить, что переоборудование и обслуживание ГБО
должны производить специализированные сервисные центры. Не пытайтесь делать это
самостоятельно, даже если Вы знаете весь процесс установки или обслуживания. Не
подвергайте риску свою жизнь и жизнь окружающих!
Согласно статистике, наиболее часто у автовладельцев возникают
проблемы с ГБО после внесения доработок или обслуживания «народными умельцами».
Также у Вас могут появиться неприятности, если Вы не будете придерживаться
рекомендаций по прохождению сервисного обслуживания. В первую очередь, это
связано с низким качеством топлива, которое приводит к быстрому выходу из строя
всех фильтрующих элементов и, как следствие, ослаблению подачи газа.
Какие возражения или контраргументы приходится чаще всего слышать
от противников ГБО? «Газовый баллон в багажном отделении может взорваться,
загореться и т.д.». Насколько серьезны эти опасения? Рассмотрим по очереди
различные случаи.
Какова опасность взрыва баллона в случае аварии, т.е. механического на него
воздействия?
Баллоны для пропан-бутана делятся на два вида, цилиндрические и
тороидальные. Цилиндрические баллоны имеют форму цилиндра и могут
устанавливаться внутри автомобиля. Тороидальные баллоны для хранения сжиженного
нефтяного газа имеют форму тора, отсюда и название. Тороидальные баллоны бывают
внутренние и наружные, т.е. для установки внутри (как правило, под запаску) или
снаружи автомобиля. Нормативное давление в газовом баллоне составляет 16
атмосфер, но баллон способен выдерживать нагрузки, в 3-4 раза превышающие
эталонные. Газовый баллон изготавливается из высоколегированной стали с
толщиной стенок до 3 мм, он намного прочнее по сравнению с бензобаком, который
подобен консервной банке. Производители ГБО неоднократно производили экспертизы
автомобилей после аварий. Практически всегда баллон остается в целости и
сохранности, т.е. он способен выдерживать очень значительные механические
воздействия и при этом не терять своих качеств.
Какова вероятность возгорания газа и последующего взрыва баллона?
Стоит отметить, что каждый баллон оборудуется специальной запорной
арматурой, именуемой мультиклапаном. Он устанавливается на горловину баллона и
выполняет запорно-предохранительные функции, т.е. служит для заправки баллона,
оборудуется специальным скоростным клапаном, который способен закрыть
поступление топлива в магистраль, если она будет оборвана, оборудуется также
датчиком уровня топлива, который позволяет выполнить визуальный контроль уровня
топлива. Современные мультиклапаны стандарта R67-01, класс А, оборудуются не
только вышеуказанными элементами, но и аварийным клапаном сброса избыточного
давления с порогом срабатывания 27 бар и аварийным противопожарным плавким
предохранителем, который начнет стравливать газ в случае нагревания баллона до
120±10°C. Эти два предохраняющих устройства в совокупности позволяют
контролировать факторы, которые могут привести к возможному взрыву. В
доказательство всего вышесказанного можно привести эту фотографию, на которой видно что после
пожара на котором выгорело абсолютно всё, баллон остался цел.
Отдельно надо упомянуть об «умельцах», которые убирают отсекатель в
мультиклапане. Этот элемент отвечает за заправку баллона сжиженным газом
примерно до 80 процентов. На заправочной станции во время заправки наверняка
многие из Вас слышали громкий треск, после которого заправщик подходит к
автомобилю и вынимает заправочный пистолет. Это и есть, собственно, процесс
отсекания или информирования о том, что баллон заправлен. Зачем это делается?
Давление паров пропан-бутана увеличивается с ростом температуры. Паровая
подушка в 20% от объема баллона позволяет компенсировать в нем давление при
нагревании, т.е. количество газа, которое увеличивается одновременно с ростом
температуры окружающей среды, не вызывает в баллоне в этом случае опасного
увеличения давления. Не убирайте отсекатель сами и не позволяйте это делать другим.
Помните, что это Ваша безопасность и окружающих Вас людей!
Сжиженный газ является веществом без цвета и запаха. Чтобы человек
смог своевременно определить наличие утечки газа, в него добавляется
специальное вещество с неприятным запахом. Это вещество называют одорантом. Для
одорированияпропан-бутана применяется этилмеркаптан. В случае утечки газа
водитель транспортного средства должен правильно прореагировать, т. е.
необходимо произвести проветривание автомобиля и в случае повторного появления
характерного запаха, переключить автомобиль на бензин и доехать до
специализированного сервисного центра, где специалисты смогут произвести
диагностику и устранить причину утечки.
Стоит отметить, что в газообразном состоянии пропан-бутан тяжелее
воздуха в 1,5-2,1 раза. В случае утечки он будет скапливаться в нишах,
углублениях или собираться на полу, что затрудняет процесс очистки помещения от
него. Если рассматривать пределы воспламенения в процентах от объема,
пропан-бутан имеет более высокий процент воспламенения. Иными словами,
пожароопасность паров бензина выше, чем паров пропан-бутана.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что газобаллонное
оборудование не опаснее своих конкурентов, а по ряду показателей превосходит
их! Как и для любого оборудования, при использовании ГБО автовладелец должен
ознакомиться с правилами эксплуатации, указанными производителем оборудования,
и неуклонно их соблюдать. В этом случае Вы будете беспроблемно эксплуатировать
ГБО, получая при этом экономическую выгоду и вносить свой вклад в улучшение
экологии.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев