В 1821 году в Залесье приехал Иосиф Козловский — первый учитель музыки Огинского. Это в истории забытая личность, а ведь именно он написал русский национальный гимн, который исполнялся до 1833 года. Козловский приехал поправить здоровье. И с его приездом Огинский вновь начал активно заниматься музыкой. Он создал струнный квартет, где первую скрипку исполнял сам, испанец Эскудеро был второй скрипкой, Козловский играл на виолончели, а на альте — его дочь.
«Залесье сделалось местом проведения дискуссий, очагом распространения новых знаний, – писал граф Константин Тышкевич в своей книге «Вилия и ее берега», – все обладавшие весом в обществе люди, именитые граждане Короны и Литвы, радевшие о благе своей страны, приезжали в Залесье, чтобы обменяться мнениями, и собирались у князя, который был для них радушным хозяином иногда на целые недели. Князь, обосновавшись в своем поместье, равномерно распределил свое время на государственные дела, научные занятия и отдых, означавший для него музыку. Ее он очень любил, сам был прекрасным исполнителем и мастером композиции, о чем свидетельствует его музыкальное наследие. Итак, дни шли своей чередой, и каждый из них как бы делился на части. По утрам устраивались серьезные дискуссии с участием гостивших в доме светил, улаживались дела, шла разборка корреспонденции и диктовались дневники. В час дня все собирались на завтрак, по завершении которого у дома выстраивалось большое количество экипажей и просто оседланных лошадей, и вся компания, дамы и господа, отправлялись, кто в экипаже, кто в седле, в условленное место, откуда начиналась прогулка.
Это развлечение длилось около двух часов, затем, возвратившись во дворец, все, как правило, слушали музыку; квартет исполнял новые сочинения, которые постоянно доставлялись в Залесье из-за границы. Первую скрипку играл сам князь, он был настолько талантливым и умелым музыкантом, что всегда великолепно исполнял новое произведение прямо с листа, без предварительной подготовки».
Комментарии 6
Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
С Огинским его роднят национальные корни и политическая судьба прадеда и деда.
Его прадед Пётр Шостакович (1808-1871) родился в местечке Шеметово (Белоруссия). В 1830—1831 годах участвовал в польском восстании и после его подавления был выслан на Урал.
Его дед Болеслав (1808-1881) принял активное участие в организации побега из тюрьмы революционера Ярослава Домбровского, был арестован и приговорён к ссылке в Сибирь.
Его отец Дмитрий Болеславович (1875—1922) закончил Санкт-Петербургский университета и работал под руководством Д. И. Менделеева.
И о Дмитрие Дмитриевиче Шостаковиче (1906-1975).
Его музыку называют зеркалом эпохи.
Она создавалась в условиях тотальной и жестокой диктатуры, тяжёлым катком прошедшей через души и тела своих граждан.
"О, в этот век преступный и постыдный .
Не жить, не чувствовать — удел завидный..." Микельанджело.
Шостакович родился тогда, когда уже произошла революция в искусстве 20-го века и для не...Ещё25 сентября родился и
Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
С Огинским его роднят национальные корни и политическая судьба прадеда и деда.
Его прадед Пётр Шостакович (1808-1871) родился в местечке Шеметово (Белоруссия). В 1830—1831 годах участвовал в польском восстании и после его подавления был выслан на Урал.
Его дед Болеслав (1808-1881) принял активное участие в организации побега из тюрьмы революционера Ярослава Домбровского, был арестован и приговорён к ссылке в Сибирь.
Его отец Дмитрий Болеславович (1875—1922) закончил Санкт-Петербургский университета и работал под руководством Д. И. Менделеева.
И о Дмитрие Дмитриевиче Шостаковиче (1906-1975).
Его музыку называют зеркалом эпохи.
Она создавалась в условиях тотальной и жестокой диктатуры, тяжёлым катком прошедшей через души и тела своих граждан.
"О, в этот век преступный и постыдный .
Не жить, не чувствовать — удел завидный..." Микельанджело.
Шостакович родился тогда, когда уже произошла революция в искусстве 20-го века и для него стал родным новый язык, ещё чуждый академизму, массовому потребителю и политической верхушке, видевшей в искусстве мощный рычаг управления массами.
И потому он, говоривший сложно, жёстко, иногда эпатажно и гротескно, несмотря на феноменальную одарённость и раннюю мировую известность, подвергся жесточайшей травле, обвиняемый в формализме, антинародности и идейной чуждости.
Власть надломила, но не сломила его.
"То что меня не убивает, делает меня сильнее" (Ницше).
Его силой стала интеллектуальная гибкость, позволившая соединить потребность говорить искренне, с семантикой, связывавшей смысловыми нитями музыкальные аффекты, несущие амбивалентные значения (протест и лояльность).
Упростив язык, в подчёркнуто классических формах, но с такой эмоционально взвинченной, пронзительной экспрессией и глубиной, на которую способны были лишь Бетховен, Чайковский и Малер, он создавал музыку востребованную и властью и широкой аудиторией.
Но тайные смыслы его музыкальной риторики раскрывались не многими и не сразу.
Его произведения вмещают в себя такое количество музыкальных, исторических, философских и культурных аллюзий, что впору вспомнить "Улисс" Джеймса Джойса, в котором за сюжетной простотой скрыта едва ли не вся мировая история.