Дорога до истока Писты заняла пять часов. За окном мелькали сосны, болотца, редкие деревушки с покосившимися заборами и собаками, лениво поднимающими головы при проезде машины. Радио играло что-то нейтральное. Ирина не слушала, просто любила фон. В голове крутился маршрут: первый порог через семь километров, ночевка на песчаной косе за излучиной, ужин: гречка с тушенкой, чай из котелка, звезды без отсветов большого города.
Она не брала с собой телефон. Оставила его в машине вместе с зарядкой, банковской картой и «делами после сплава». В рюкзаке: компас, карта, спички в герметичном контейнере, аптечка (среди пластырей и обезболивающего — маленький пузырек с таблетками, которые надо принимать строго по времени), термобелье, спальник, сухпаек и… да, котелок: чугунный, тяжелый, незаменимый.
Первые гребки дались легко. Вода была холодной, прозрачной, с отблесками зелени и серебра. Берега густые, дикие, без следов людей. Ирина втянулась быстро: ритм весел, шум воды, запах мха и сырой земли: всё это было лучше любых таблеток, лучше любых утешительных слов, которые ей говорили люди в белых халатах.
На первом пороге чуть не перевернулась. Вода ударила в борт, байдарка качнулась, и на секунду мир стал вертикальным. Но она выровнялась… инстинктивно, будто тело знало, что делать, даже если разум на секунду замер.
Выбравшись на берег, она села на камень, дышала глубоко, смеялась: не от страха, а от адреналина.
— Ну, почти, как в старые времена, — сказала она вслух, обращаясь к птицам, которые крутились над водой.
Ночью, когда костер потрескивал, а каша в котелке томилась, медленно впитывая дым и тепло, Ирина достала блокнот. Не для записей о маршруте — для другого.
Написала крупно жирным карандашом.
Что взять с собой после сплава:
Мысль, что жизнь — это не диагноз – маршрут. С порогами, перекатами и днями, когда можно просто лежать на камне.
Пение птиц. Особенно утром.
Запах кофе, даже если он чуть остыл.
Смелость не плакать, пока не закончишь важное дело.
Маме позвонить: не пугать, а рассказать про водопад Кивакка. Про то, как там радуга стоит над брызгами целый день.
Она не писала про страх. Он был — конечно, был. Иногда накатывал в тишине перед сном, когда огонь уже почти угас, а вода шептала что-то древнее и непонятное. Но Ирина не давала ему места. Просто добавляла в костер еще ветку. Смотрела, как пламя снова разгорается. И засыпала под шум реки.
На третий день, как и планировала, она нашла тот самый теплый камень: плоский, гладкий, нагретый солнцем. Легла на него ничком, щекой к камню, закрыла глаза. Ни весел, ни мыслей, ни задач. Только вода. Только птицы. Только ветер, который гладил волосы, словно хотел сказать: «Я здесь. Дыши мной – пока еще можно».
— Ладно, — сказала она ему тихо. — Ты со мной. Но правила устанавливает река. А я — просто гостья – которая гребет.
И заснула под открытым небом, с рукой, свисающей в воду, и улыбкой, которую никто не видел — кроме звезд.
Она не поняла, проснулась или еще спит. Но только ей показалось, что кто-то тихонько коснулся ее ладони чем-то холодным, мокрым и немного липким.
Ирина чуть вздрогнула и открыла глаза. Чернеющее небо все так же глядело на нее мириадами бриллиантовых глаз… или слез.
Она медленно и осторожно повернула голову, чтобы ненароком не спугнуть любопытную рыбку или, возможно, птицу.
Но то, что она увидела в воде — изрядно шокировало…
Около ее руки, все еще свисающей к бурной стремнине реки, плавно покачивался очень красивый венок из неизвестных ей и явно не местных цветов.
Но, что самое удивительное, венок никуда не уплывал, не затягивался в водовороты… Он просто был рядом с ее рукой, словно привязанный к этому месту и иногда легонько касался ее.
Ирина начала медленно приподниматься и вдруг услышала тихий всплеск. А потом едва уловимый смешок или даже стон…
– Кто здесь? – не на шутку испугавшись, прошептала Ирина, робко оглядываясь по сторонам.
И тут в легкой дымке тумана она увидела на противоположном берегу реки три обнаженные девичьи фигурки, наполовину высунувшиеся из воды.
Их длинные волосы колыхались на волнах и искрились серебром в мертвенно-бледном свете полной луны.
Тишина, нарушаемая лишь плеском воды, сгустилась, стала тяжелой, почти осязаемой. Ирина не шевелилась, боясь, что малейшее движение разорвет тонкую ткань этого невозможного видения, и оно либо исчезнет, либо обрушится на нее.
Фигуры на том берегу тоже застыли. Они были зыбкими, сотканными из лунного света и тумана, и в то же время пугающе реальными.
Одна из них, та, что была посередине, медленно подняла руку, и Ирина увидела, что ее пальцы неестественно длинные и тонкие, как ивовые ветви.
— Гостья, — прошелестел голос, похожий не на человеческую речь, а, более, на шепот камыша.
Он исходил, казалось, отовсюду: от воды, от камней, от темного леса за спиной.
— Зачем пришла на быструю воду с тяжелым сердцем?
Ирина судорожно сглотнула. Ее прагматичный ум отчаянно искал объяснение: усталость, стресс, галлюцинации от таблеток, которые она приняла перед сном. Но венок, все еще покачивающийся у ее руки, был неопровержим. Его слабый сладковатый аромат, не похожий ни на что земное, щекотал ноздри.
— Я… я просто путешествую, — ответила она, и ее собственный голос показался ей чужим и неуместным в этой колдовской тиши.
Вторая фигура тихо рассмеялась. Смех был похож на звон разбивающихся льдинок: холодный, мелодичный и совершенно безрадостный.
— Все вы путешествуете, — пропела она. — От одного берега к другому. Но ты несешь с собой камень. Мы его чувствуем. Он тянет тебя ко дну.
Ирина инстинктивно коснулась живота, туда, где поселился ее диагноз, ее личный чугунный камень, потяжелее любого котелка. Они это знали. Но как?
— Оставь свой камень нам, — предложила третья, самая молчаливая до этого момента.
Ее голос был глубже, как рокот воды в омуте.
— Река примет все. Она умеет хранить тайны. И боль. Взамен мы дадим тебе легкость. Ты будешь плыть, не касаясь воды. Забудешь о порогах и перекатах. О самом времени. Просто иди к нам.
Перед глазами Ирины на мгновение промелькнула картина: ее тело, легкое и прозрачное, несется по течению, свободное от боли, страха, от необходимости грести.
И... свободное от жизни.
Соблазн был ледяным и острым, как игла. Уснуть. Отдаться потоку. Перестать бороться.
Но тут она вспомнила про котелок. Про свою горячую дымную кашу. Про запах кофе. Про обещание позвонить маме и рассказать про радугу над водопадом. Про список дел, пусть и отложенных.
Она выпрямилась, села на камне, глядя прямо на призрачные фигуры. Страх отступил, уступив место упрямому, злому спокойствию.
— Спасибо за предложение, — сказала она твердо. — Но это мой камень — мой. Я сама его понесу.
Девы на том берегу переглянулись. В их глазах, светившихся в темноте, как фосфор, промелькнуло что-то похожее на удивление. Или уважение.
— Упрямая, — прошелестела первая. — Как наша река.
Ирина медленно, не отводя взгляда, протянула руку и коснулась венка. Цветы под ее пальцами были холодными и упругими, как живые. Она подняла его из воды. Он был невесомым, и с его лепестков срывались капли, которые, падая в воду, не издавали звуков.
— Что это? — спросила она.
— Дар, — ответила вторая. — Тому, кто выбирает свой путь, даже если он ведет к последнему порогу. Он не даст тебе легкости. Но он не даст реке забыть твое имя.
Ирина надела венок на голову. Холод на мгновение сковал виски, а потом по телу разлилось странное тепло, словно она выпила глоток горячего чая с травами.
Она почувствовала, как уходит напряжение из плеч, как дыхание становится глубже.
Боль никуда не делась, и диагноз не исчез, но они перестали быть центром ее вселенной. Они стали просто частью пейзажа, как тот валун или старая сосна на берегу.
— Спасибо, — прошептала она.
Девичьи фигуры начали таять, растворяться в утреннем тумане, который уже поднимался над водой. Их серебряные волосы смешались с дымкой, их бледные лица стали единым целым с рекой. Последним исчез их смех-стон, оставив после себя лишь тишину и слабый цветочный аромат.
Нет комментариев