Ученые продолжают изучать Солнечную систему, и выглядит это очень занимательно. Например, современные планетарные орбиты таят улики, раскрывающие суровые условия происхождения Солнечной системы — а, возможно, и существование межзвездного гиганта, давным-давно сбившегося с пути. Наша Солнечная система подобна сцене преступления, произошедшего 4,6 миллиарда лет назад.
Современные орбиты таят улики, раскрывающие суровые условия происхождения солнечной системы — а возможно и существование межзвездного гиганта, давным-давно сбившегося с пути.
Наша солнечная система подобна сцене преступления, произошедшего 4,6 миллиарда лет назад.
Поверхности, усеянные кратерами, смещенные планетарные орбиты и облака межпланетных обломков — космические аналоги брызг крови на стене и следов заноса уходящей от погони машины. Эти и другие улики рассказывают о хаотическом происхождении нашего планетарного семейства.
Среди этих следов таятся подсказки о потерянном собрате — девятой планете (нет, речь не о Плутоне), выкинутой прочь в ходе гравитационного перетягивания каната, сопровождавшего первоначальное формирование солнечной системы.
В наши дни на периферии солнечной системы господствуют четыре огромных планеты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. За ними находится пояс Койпера — поле ледяных осколков, среди которых обретается и Плутон.
«Не стоит думать, что периферия солнечной системы всегда была такой же, как и сейчас», — говорит Дэвид Несворни, ученый планетолог из Юго-Западного исследовательского института в Боулдере, штате Колорадо, который первым высказался в пользу мнения о существовании беглой планеты в 2011 году.
Несворни — член группы ученых, которые пытаются выяснить, каким образом солнечная система развивалась в первые несколько сотен миллионов лет своего существования. Используя сложные компьютерные модели, исследователи составили хронологию столкновений между новорожденными планетами, возникшими относительно близко друг к другу — они поочередно скользили и перепрыгивали с одной орбиты на другую. Эти модели раскрыли множество мелких подробностей о том, как проходит вращение планет, астероидов и комет вокруг солнца в наши дни.
Оставалась лишь одна проблема. Как правило, смоделированные сценарии заканчивались выдворением либо Урана, либо Нептуна за пределы солнечной системы, как написал Несворни в сентябре в «Ежегодном обзоре по астрономии и астрофизике» (Annual Review of Astronomy and Astrophysics).
Поскольку в действительности Уран с Нептуном остаются на своих местах — космические летательные аппараты посетили как тот, так и другой — что-то в этих сценариях не складывалось. Однако, как подозревают многие исследователи, ключевым игроком в этой загадке и недостающим звеном в истории солнечной системы вполне может быть пятая по счету планета-гигант.
Исчезнувшая планета
Для воссоздания этих древних сцен астрономы полагаются на компьютерные модели, создавая тысячи различных солнечных систем тысячами разных способов. Они переводят в программный код законы физики и любые первоначальные расположения планет, какие только могут придумать. Исследователь задает параметры — одну планету сюда, кучку астероидов туда — а затем откидывается в кресле и дает смоделированной среде сделать за него всю работу. Через пару недель в реальном времени — за которые в модели проходят миллионы лет — астроном проверяет результаты, чтобы посмотреть, что стало с солнечной системой. Чем ближе она к реальности, тем успешнее модель.
Именно этим Несворни и занимался в 2009 году. Он копался в виртуальных солнечных системах, пытаясь спасти виртуальный Уран и виртуальный Нептун от дороги в один виртуальный конец в глубоком космосе.
Проблема была в Юпитере — гигантской планете-хулигане, чья гравитация может дотягиваться достаточно далеко, чтобы помыкать меньшими планетами и различными обломками. В наиболее успешной имитации на тот момент, Юпитер и одна из двух внешних планет отскочили друг от друга и, в конце концов разместились на своих современных орбитах. Но случалось такое только в одном проценте всех моделей. В остальных 99% случаях Юпитер швырял Уран или Нептун так сильно, что те покидали солнечную систему, и никогда больше в нее не возвращались.
«Это делало ситуацию очень загадочной, так как мы знали, что Уран и Нептун продолжили существовать в своем нынешнем виде», — говорит Несворни. Поэтому он продолжал экспериментировать. После года моделирования бесчисленного множества разных сценариев, он начал подумывать о добавлении планет-мучеников — лишних планет, принесенных в жертву, чтобы спасти остальных.
«Я просто моделировал их существование, чтобы увидеть, что получится, а не потому, что серьезно относился к самой идее, — говорит Несворни. — Но затем я понял, что в этом может быть разумное зерно». Он прогнал около 10 тысяч сценариев, изменяя количество лишних планет, их первоначальное местонахождение и массу каждой из них.
Самым лучшим вариантом, наиболее точно предсказавшим нынешнее состояние нашей солнечной системы, оказался тот, в котором лишняя планета размещалась между первоначальными орбитами Сатурна и Урана. По массе планета была приблизительно равна Урану и Нептуну, и почти в 16 раз превосходила Землю. Именно такая планета могла столкнуться с орбитой Юпитера и вылететь из солнечной системы.
График показывает, как менялось расстояние между планетами и солнцем с течением времени. Первые несколько миллионов лет в компьютерной модели орбиты менялись медленно, затем произошел близкий контакт между Сатурном (зеленый) и лишней планетой (фиолетовый), который привел к дестабилизации орбит. Пунктирные линии отмечают современные размеры орбит. (Источник: взято из материалов д. Несворни/раздела астрономии и астрофизики журнала Knowable, 2018.)
Шансы все равно невелики. В последующих моделях такой расклад заканчивался успехом примерно в пяти процентах случаев. «Существование солнечной системы в ее нынешнем виде не является ни типичным, ни предсказуемым результатом, — отметил Несворни в 2012 году в статье, написанной в соавторстве с его коллегой Алессандро Морбиделли (Alessandro Morbidelli) из Обсерватории Лазурного берега во Франции. Несмотря на это, модель стала значительным прогрессом по сравнению с однопроцентной вероятностью успешного исхода тех моделей, которые включали лишь те четыре планеты-гиганта, которые мы знаем и любим сегодня.
«Если допустить существование пятой планеты, объяснить происходящее становится намного легче», — говорит Шон Рэймонд, ученый-планетолог из Университета Бордо во Франции. И хотя доказательства в основном косвенные, «гораздо логичнее предположить, что тогда там была еще и пятая планета».
Это может показаться очень неоднозначным предположением. Как могут астрономы знать хоть что-то о том, что произошло четыре миллиарда лет назад, хотя бы и с планетами которые мы можем наблюдать сейчас, не говоря уже о тех, о которых нам ничего не известно? Однако оказывается, что планеты оставили уйму боевых шрамов молодости в качестве улик для детективов будущего.
Межпланетарные брызги крови
«Мы более чем уверены в том, что планеты возникли не там, где они находятся сегодня», — сообщил Натан Кайб, ученый-планетолог из университета Оклахомы в Нормане.
Впрочем, осознание этого произошло совсем недавно. На протяжении большей части истории, звездочеты не сомневались в том, что планеты всегда находились на своих сегодняшних орбитах. Но в начале 1990-х исследователи поняли, что в такой модели чего-то не хватает.
Комментарии 2