История Мастера обратили внимание на поделочные камни после длительной работы с легкими в обработке древесиной и глиной. Изделия из камня и вулканического стекла были более долговечными, специфическими по функциям, хотя и трудными в обработке . В качестве начальной точки отсчета развития резьбы по камню в Китае чаще всего указывают V тысячелетие до н.э. В это время из нефрита изготавливали ритуальные топоры и ножи с деталями округлых форм и тщательно отполированными и заостренными по краям лезвиями, в которых просверливались отверстия для присоединения к рукояти . Среди археологических находок 4—1 тысячелетий до н. э. в Китае — образцы изделий из нефрита. Трудный в обработке минерал, который имеет разнообразную окраску от молочно-белой до ярко-зеленой, привлёк внимание своей надёжностью, способностью к шлифовке. Обрабатывали как плоские пластины нефрита, так и небольшие куски. Твердое (как сталь), тяжелое в обработке сырьё диктовало специфические средства обработки. Но ремесленники Китая, психологически готовые и способные месяцами работать над одним произведением, научились виртуозно обрабатывать полудрагоценные камни — от мелочей до монолитных глыб в один и более метров.В 4—1 тысячелетиях до н.э. было популярно создание связанных с культом неба круглых дисков (би) с круглым отверстием в центре, либо квадратных в сечении вытянутых предметов со сквозным цилиндрическим отверстием в центре типа цун (кун), которые, возможно, связаны с культом земли. Из нефрита вырезали прямоугольные таблички гуй – знаки императорской власти, различные украшения – подвески, объемные фигурки животных, антропоморфные скульптуры. Образы для многих украшений черпались в окружающем мире, популярны были изображения птиц, насекомых, рептилий. Поверхность таких изделий тщательно полировалась и декорировалась повторяющимися узорами из завитков, зерен, либо символическими изображениями. Орнаменты камнерезного искусства того времени часто перекликаются с узорами на древних бронзовых сосудах.Первое тысячелетие нашей эры отмечено расширением образной системы китайских резчиков. Так, в это время встречается довольно много зооморфных и антропоморфных изображений. Это могли быть образы как мифологических (дракон), так и настоящих животных – лошадь, жаба, бык.
Нет комментариев