Аннотация
Система жизнеобеспечения в традиционной черкес-
ской культуре отличалась гармоничностью сосуществова-
ния с окружающей средой. Черкесы выработали экофиль-
ные традиции природопользования, способствующие
сохранению и воспроизводству природных ресурсов. Ра-
циональное природопользование основывалось не только
на экологически обоснованных приемах хозяйственной
деятельности, но и на определенных мировоззренческих
представлениях. Посредством культивирования системы
лесо-садов черкесы превратили Северо-Западный Кавказ
в единый огромный сад. В черкесской агрикультурной
традиции доминировала лесопольная система, в рамках
которой были совмещены полеводческое хозяйство и на-
родные экологические представления. Сегодня в условиях
истощения природных ресурсов, востребованным стано-
вится бесценный опыт природопользования аборигенного
населения.
Ключевые слова: Северо-Западный Кавказ, чер-
кесы, адыги, природопользование, экофильные традиции,
экоцидное поведение, агрикультура, природная среда, ле-
со-сады, охотничий промысел.
374
Тхагапсова Г. Г., Хотко С. Х.
Abstract
Life-support system in the traditional Circassian
culture was characterized by the harmonious coexistence
with the environment. Circassians have developed a
traditions of ecology, which contributing the preservation
and reproduction of natural resources. Rational use of natural
resources was based not only on environmentally sound
methods of economic activity, but also on the certain worldview.
Through the culturing of the forest gardens Circassians had
transformed the Northwest Caucasus into a huge garden. In
Circassian agricultural tradition was dominated the forestfield
system which combined the field crop economy and
ethnic environmental representations. Today, in a time of
depletion of natural resources, the invaluable experience of
nature management of the indigenous population becomes
actual again.
Keywords: Northwest Caucasus, Circassians, Adyghes,
nature management, ecological tradition, agriculture, natural
environment, forest gardens, hunting.
Система жизнеобеспечения в традиционной чер-
кесской культуре отличалась гармоничностью сосущество-
вания с окружающей средой. Придерживаясь концепции
С. А. Арутюнова об экофильных и экофобных чертах, при-
сущих каждой человеческой культуре, можно отнести
традиционное природопользование адыгов как ярко вы-
раженную экофильную форму [2, с. 92–98].
По мнению исследователей экофильная парадигма
предполагает необходимость бережного отношения к
«дикой» природе, рассматривает как ценность многооб-
375
Экофильность системы
жизнеобеспечения черкесов
разие всех ее форм, независимо от их непосредственной
полезности, которая в целом представляет собой величай-
шее благо и добро для человека. Человек, оберегая и со-
храняя природу, принимает природное естество как вы-
ражение высшей красоты, самостоятельных эстетических
ценностей.
Тысячелетнее взаимодействие адыгского этноса с
природной средой сформировало экофильные или так
называемые адаптивные традиции природопользования,
способствующие сохранению и воспроизводству при-
родных ресурсов. Рациональное природопользование
основывалось не только на экологически обоснован-
ных приемах хозяйственной деятельности, но и на
определенных мировоззренческих представлени-
ях, освящалась обычаями, обрядами, табу, ритуалами, что
способствовало устойчивости и незыблемости этих тради-
ций [24, с. 38].
Особое место в традиционной экологической куль-
туре адыгов занимает лес, природный объект, имеющий
важное значение в системе жизнеобеспечения. У адыгов
существовал культ священных рощ. Его описание мы на-
ходим почти у всех путешественников, побывавших в Чер-
кесии, начиная с самых ранних (см.: [1, с. 25 — 37] [17]).
В данной статье мы рассматриваем уникальное яв-
ление в традициях природопользования адыгов — культу-
ру формирования лесо-садов.
Северо-Западный Кавказ, территория расселения
адыгов, признан крупнейшими специалистами как один
из важнейших в масштабах Евразии центров доместика-
ции яблони, груши, сливы, черешни, каштана, некоторых
других плодовых [9, с. 295–395]. На протяжении многих
веков эксплуатации лесных ресурсов, черкесы сумели со-
376
Тхагапсова Г. Г., Хотко С. Х.
хранить уникальные природные запасы плодовых в соста-
ве лесных массивов. Известный российский ученый Н. И.
Вавилов, создатель учения о мировых центрах происхож-
дения культурных растений, приводит в своих трудах кар-
ту распространения дикорастущих видов яблони, груши и
некоторых других плодовых Кавказа [5, с. 229].
Карта (рис. 1) показывает, что наибольшие при-
родные ресурсы были сконцентрированы на территории
Северо-Западного Кавказа. В частности, район Майкопа
и среднего течения Белой является «областью с преобла-
данием плодовых деревьев и кустарников». При этом, надо
иметь в виду, что огромные леса в междуречье Белой и
Лабы подверглись систематическому истреблению, начи-
ная с середины XIX в., и данная карта фиксирует ситуацию
уже после сильного истощения лесных ресурсов.
Тем не менее, Джироламо Ацци (Girolamo Azzi,
1885–1969), крупный итальянский эколог, автор исследо-
вания «Климат пшениц мира» (Le Climat du blé dans le
monde, 1930), писал Николаю Вавилову после посещения
Майкопской станции Всесоюзного института растени-
еводства: «О, Майкоп! Должен поздравить Вас с Вашим
великолепным созданием. Я действительно почувствовал
себя в центре происхождения фруктовых деревьев» [22, с.
84].
В среднем течении Белой с притоками Шунтук,
Курджипс, Чхафизепс, Майкоп, в середине XX в., отмече-
ны такие черкесские сорта яблони: агуемий (розмарин
черкесский), псибашхамий (синап черкесский сладкий),
мыцебы (черкесское кислое), другие сорта [25, карта 1]. В
середине XX в. Н. В. Невзоров отмечал, что «грушевые леса
Северо-Западного Кавказа являются самыми крупны-
ми в мире… Их площадь в предгорьях Северо-Западного
377
Экофильность системы
жизнеобеспечения черкесов
378
Тхагапсова Г. Г., Хотко С. Х.
Кавказа составляет от 2-4 га до 400–1000 га. Например,
в районе станицы Рязанской имеются грушевые массивы
размером более 1000 га» [19, с. 16].
На протяжении веков хозяйствования древние ады-
ги превратили Северо-Западный Кавказ в единый огром-
ный сад посредством культивирования системы лесо-садов.
«Одной из особенностей адыгского садоводства, — отме-
чает М. Ю. Унарокова, — являлась присущая ему развитая
сортовая структура, которая обеспечивала употребление
свежих фруктов в течение круглого года. ...Примечательно,
что адыги не ограничивались культивированием плодовых
деревьев на приусадебном участках — щагухат, возделы-
ванием садовых плантаций — чъыгхат. Окресные леса
они превращали в лесо-сады. Так, в Шапсугии бытовала
традиция, согласно которой каждый, кто весной выходил
в лес, обязан был привить черенок одного плодового дере-
ва... В ауле Агуй вспоминают об одном человеке, который в
окрестных лесах оставил после себя около 300 плодовых
деревьев» [26, с. 126–127].
Археолог П. С. Уварова, посетившая в 1886 г. множе-
ство пунктов Черноморского округа, по достоинству оце-
нила это стремление черкесов культивировать ландшафт:
«Другой, не менее похвальный обычай горцев, о котором
хочется напомнить, состоял в том, что все престарелые
люди, не могущие больше работать и не бывшие в состоя-
нии нести остальных обязанностей, возлагаемых на граж-
дан всяким обществом, должны были делать известное
число прищепов на фруктовых деревьях. Следы этих забот
видны еще и теперь, в особенности на абрикосовых дере-
вьях — заботы, достойные высокоразвитого народа, напо-
минающего обязанности каждого отдельного гражданина
по отношению к обществу и государству» [10, с. 69– 70].
379
Экофильность системы
жизнеобеспечения черкесов
Экономист Л. В. Македонов, в начале XX в. исследо-
вавший хозяйственное развитие станиц нагорной полосы
Кубанской области, отмечал: «Жители рассказывают, как
«азиаты» разводили постоянно сады: “уж без того он и в
лес не пойдет, чтобы прищепы с собой не захватить… Так
и не видя, как сад разведет”. Но, удивляясь быстрому раз-
ведению садов горцами, казак и не подумает последовать
их примеру. Пренебрежение к изучению горской культу-
ры доходило до того, что только в самое последнее время,
даже учеными-садоводами, после долгого ряда неудачных
опытов с садоводством в нагорной полосе, принят, нако-
нец, горский способ прививок» [15, с. 77–78].
Выдающиеся по своим качествам деревья в значи-
тельных масштабах сохранялись и продолжали приносить
огромные урожаи в середине ХХ в. Крупнейший специ-
алист по истории черкесского плодоводства, ученый-се-
лекционер Нух Ахмедович Тхагушев (1908–1983) приво-
дит в своем исследовании «Адыгейские (черкесские) сады»
данные, которые свидетельствуют об уникальных дости-
жениях народной селекции. Описаны 100–150-летние
груши сортов Хутемы (Черкесский бергамот) и Бжихакуж
(Черкесская зимняя), приносившие до 1700 кг с дерева
(при средней урожайности 500–1000 кг); и 90–120-лет-
ние яблони сортов Агуемий (Черкесский розмарин), Мы-
цебы (Черкесское кислое), Альмэ (Черкесское длинное),
Мычезен (Черкесское сладкое), приносившие до 1500 кг
(при средней урожайности от 400 до 800 кг) [27, с. 71–81].
И. И. Мещерский в 1894 г. отмечал перспективность
применения черкесской системы лесо-садов в России [16,
с. 14–15].
Не менее значимой, чем культура леса-садов в чер-
кесской агрикультурной традиции, является лесо-хлебная
380
Тхагапсова Г. Г., Хотко С. Х.
или лесопольная, в рамках которой были совмещены по-
леводческое хозяйство и народные экологические пред-
ставления. Адыгские земледельцы не просто расчищали
лес под полеводческую культуру, но оставляли лес в макси-
мальной сохранности. В случае его отсутствия они устра-
ивали по периметру древесные насаждения. На участке
сохраняли крупные деревья как для защиты от солнечных
лучей, так и для предотвращения эрозии почвы, ее смы-
ва после сильных ливней. Лес воспринимался в народном
сознании как гарантия продовольственной безопасности
[12, c. 47–48].
Одним из первых наблюдателей, обративших вни-
мание на этническое своеобразие земледелия в Черке-
сии, был швейцарский путешественник Фредерик Дюбуа:
«Черкес поднимает целину вокруг своего жилища и сеет
просо или пшеницу, с большой заботливостью стараясь
сохранить гирлянду деревьев вокруг своего поля для того,
чтобы защитить его и напитать влагой, такой необходи-
мой в этом знойном климате; он оставляет даже то там,
то здесь среди своих полей несколько самых прекрасных
деревьев. Поэтому нет ничего более живописного, чем вид
с моря на лесистые склоны долин, по которым вкраплены,
словно вставленные в рамки, все эти поля разнообразных
зеленых оттенков» [18, с. 142–143].
В. Борисов в 1873 г. отмечал следы лесо-хлебной си-
стемы в Туапсинском районе: «Каждая ровная площадка
на горах была культивирована черкесами. И теперь еще
ясно видны остатки этой культуры; каждая площадка на
горе, способная к возделыванию хлеба, была обнесена до-
вольно широкой и густой живой изгородью из бука. Вы мо-
жете видеть целые горы, разделенные на неровные гладкие
участки, когда-то культивированные, и каждый подобный
381
Экофильность системы
жизнеобеспечения черкесов
участок обнесен живою изгородью. Другие горы, сплошь
покрытые хорошим строевым лесом, не были культивиро-
ваны» [4, с. 641–642].
Такие продуманные и щадящие формы хозяйство-
вания позволили одному из наиболее выдающихся кавка-
зоведов В. К. Гарданову отметить, что адыги сумели создать
симбиоз агрикультурного и природного ландшафта. Высо-
кая интенсивность земледелия при этом не сказывалась
отрицательно на естественные ландшафты и природно-
климатический комплекс в целом. «Вот откуда, следова-
тельно, — делает он вывод, — проистекала та исключи-
тельная живописность черкесского ландшафта, которая
приводила в восхищение иностранца. Таким образом, и
сама живописность пейзажей Черкесии первой половины
XIX в. была в известной степени результатом трудовой де-
ятельности населения» [6, c. 70–71]. Приведем одно из ха-
рактерных высказываний. В 1810 г. Эдмунд Даниэль Кларк
побывал среди казаков на правом берегу Кубани, откуда
взирал на черкесское левобережье: «Когда наступило утро,
перед нами развернулась восхитительная панорама бога-
той страны на черкесской стороне, нечто вроде Южного
Уэльса или лучшей части Кента; изящные холмы, покры-
тые деревьями и плодородные долины, обработанные, как
сад» [31, p. 315].
Горное полеводство. Белл многократно отмечает на
страницах своего дневника различные аспекты агрикуль-
туры в Черкесии. В Хисе, южном районе Натхокуаджа,
Белл отмечает, что «земли, заключенные между крутыми
скатами, были вспаханы вплоть до вершины». «Хиса в осо-
бенности показалась мне раем» [3, с. 48]. В Пшате Белл от-
метил, что обработка земли на холмах «простирается до
трех четвертей их высоты» [3, с. 100].
382
Тхагапсова Г. Г., Хотко С. Х.
Из отчета комиссии 1866 г.: «На склонах (ущелья р.
Хакучипс, притока Псезуапе с правой стороны. — Авт.)
очень много хлебородных участков, которые еще в то вре-
мя (летом 1866 г. — Авт.), местами были засеяны, остав-
шимися в горах хакучинцами, кукурузой и гоми. Поля
эти находились на самых неприступных местах, которые
с первого раза могут показаться совершенно невозмож-
ными для культуры. Нахождение хозяйственных посевов
на подобных крутизнах заставляло нас верить рассказам
многих бывавших здесь прежде офицеров, сообщавших
нам, что горы эти когда-то сверху донизу были покрыты
прекрасными полями, и что горцы всегда имели большой
запас хлебов. Но едва ли найдется в России или в западной
Европе хоть одно племя, которое в состоянии было бы об-
работать эти горы» [27, c. 155].
Медея Кантария, специалист по агрикультуре на-
родов Северного Кавказа, отмечала: «Используя для нужд
земледелия нередко крутые склоны гор, адыги прибегали
к их искусственному террасированию, укрепляя склоны
при помощи каменных стен. Участки террасного земледе-
лия встречались в горах Черкесии повсюду» [11, c. 43] .
Культивация почвы. Казачий историк И. Д. Поп-
ко (1810–1893) дал весьма высокую оценку познаниям и
умению адыгов работать на земле: «Кабардинцы — на-
род земледельческий и разумно ведущий земледелие, бла-
годаря всесторонней наблюдательности ума: работают
легким плугом, пашут мелко, тонкими пластами, с гео-
метрической правильностью линий, зерно сеют близко
к солнечному лучу и атмосферическому воздуху и редко
испытывают неурожаи» [20, с. 123]. В долине Терампсе
(Дагомыса) Белл заметил, что черкесы специально паха-
ли неглубоко [3, с. 63].
Способ неглубокой обработки почвы под посевы,
применявшийся черкесами, не был принят русскими
переселенцами, привыкшими к глубокой обработке вы-
сокого чернозема. Однако в последние годы в связи с воз-
никшими проблемами энергосбережения, экологизации,
биологизации сельскохозяйственного производства пред-
лагается более щадящий и менее энергозатратный метод
посева зерновых культур в стерню. Этот метод сегодня
широко используется во многих странах в частности в
Финляндии, он дает до 60 % экономии горючего.
Осознание ценности черкесского опыта. Команду-
ющий войсками Кубанской области граф Сумароков-Эль-
стон в рапорте начальнику Главного штаба Кавказской
армии генерал-адъютанту Карцову, от 15 августа 1865 г.,
предлагал к каждой станице Шапсугского берегового ба-
тальона подселить по 5-6 семейств черкесов «именно как
руководителей жителей поселенных станиц в земледель-
ной обработке горных площадей» [29, л. 1].
Во второй половине 60-х гг. и позднее, в периодиче-
ской печати появлялись материалы ученых, специалистов
агрономов, в которых настоятельно подчеркивалась не-
обходимость заимствования черкесских способов культи-
вации почвы и, в целом, черкесских достижений в сфере
агрикультуры (см.: [7] [21, с. 25]). Весьма красноречивые сви-
детельства признания агрикультурного и хозяйственного
опыта адыгов содержатся в докладной записке генерал-
майора Джемарджидзе, направленного с инспекцией в
Черноморский округ наместником Кавказа великим кня-
зем Михаилом Николаевичем в 1870 г.: «Зима 1869 г. стоя-
ла вообще довольно суровая и жители станицы Вуланской,
самой богатой земельными угодьями, не имели на зиму
достаточного хлебного запаса; потратив их, они должны
384
Тхагапсова Г. Г., Хотко С. Х.
были обратиться к переселенным горцам, и 4 семейства
этих последних положительно прокормили всю стани-
цу, в которой считается 90 дворов. Это факт, переданный
мне самими вуланцами. Примеры такие, по свидетельству
местных начальников, повторяются почти каждый год с
образования поселений на южном склоне и только теперь,
по сознанию самих жителей станиц, они начинают пере-
нимать способы горского возделывания полей». [30, л. 6а].
Селекция зерновых культур. И. Н. Клинген дал вы-
сокую оценку эмпирическому знанию черкесов: «Народ
этот имел возможность выработать самую практичную
систему хозяйства, самые разумнейшие приемы обработ-
ки, сделать самый счастливый подбор высших и низших
культур и наиболее подходящих пород скота… Семена
горцев отличались от семян низменных и степных равнин
России необыкновенною мелкостью и скороспелостью;
они были очень выносливы, быстро прорастали, успеш-
но боролись с местными невзгодами, а скороспелость их
обеспечивала косвенно надежный урожай, потому что ко
времени засух, начинающихся обыкновенно со второй по-
ловины июня, самый критический момент роста хлебных
злаков уже проходил; горцы возделывали большею частью
кукурузу, пшеницу, просо (гоми), ячмень, овес, лен и ко-
ноплю. О породе этих хлебов ничего неизвестно, потому
что русские поселенцы, находившие иногда на корню хлеб
по уходу черкесов, не сразу оценили необходимость иметь
местные семена». [12, с. 91, 51].
«Веками от побережья Черного моря до Кабардин-
ской равнины, — отмечает В. А. Дмитриев, — шла селек-
ция сортов проса, доведенная до появления таких сортов,
которые способствовали улучшению почвы, истреблению
сорняков и пр., имевших специфические свойства (одни не
385
Экофильность системы
жизнеобеспечения черкесов
боялись птиц, другие засухи и пр.). Известно, что русские
и украинские переселенцы на Черноморье неодобритель-
но отнеслись к мелким сортам проса, высевавшегося шап-
сугами, не зная, что это была культура, специально выве-
денная для того, чтобы посевы взошли до обычных в горах
Западного Кавказа июньских дождей» [8, с. 95].
Адыги бережно и рачительно относились не только к
растительному миру. Окружавший их животный мир так-
же являлся предметом охраны и религиозного культа. Обы-
чаи и традиции способствующие поддержанию биологиче-
ского разнообразия соответствующей экологической ниши
передавались из поколения в поколение [28, с. 117, 120].
Формирование экофильных традиций — длитель-
ный исторический процесс, требующий глубокой адап-
тированности человеческого сообщества к определенной
экологической нише и зависящий от многих факторов.
Весь ход исторического процесса в XX в., развитие технос-
реды, которая своей мощью встала между человеком и
природой, сделала приоритетной для человека экофобное
поведение, основанное на совокупности действий, выгод-
ных в экономическом плане для человека и зачастую на-
правленных на разрушение природной среды.
Сегодня, в условиях истощения природных ресур-
сов и распада духовной культуры, включая духовные ос-
новы культуры природопользования, востребованным
становится бесценный опыт природопользования абори-
генного населения.
Нет комментариев