10 ремесел, ставших искусством Армянский народ овладел в совершенстве множеством ремесел. Каменщики, столяры, ювелиры, ковроделы и многие, многие другие умельцы возвысили ремесло до искусства и остались в веках. Когда армянин хочет выразить высшую степень уважения к собеседнику, он называет его Варпет — Мастер. Кузнечное дело Особым уважением и популярностью в Армении всегда пользовалось кузнечное дело. Кованые ограды, перила, подсвечники, люстры были свидетельством достатка и вкуса хозяев дома. Археологи обнаружили всевозможные сельскохозяйственные орудия, посуду, украшения из металла, а также керамические формы для изготовления этих предметов. В Армавире, Арташате, Тигранакерте, Двине, Вагаршапате, Ани, Карсе существовали так называемые ремесленные дома, где кузнечное дело считалось первостепенным. В одном историческом документе даже упоминается Кузнечная улица в Ани. Кузнецы считались особой кастой. Большой популярностью пользовались александропольские (гюмрийские) мастера по ковке металла. О них слагались легенды, их знали в России и Европе. Недаром наиболее распространенная фамилия в Гюмри — Дарбинян (от слова «дарбин», что в переводе означает «кузнец»). Издревле в Армении считали, что кузнечным делом могут заниматься лишь сильные и муже- ственные люди. Наши предки верили, что кузнецы обладают сверхъестественной силой. Согласно легенде, сын царя Арташеса Артавазд, в которого вселился злой дух, был прикован цепями к скалам. А чтобы демон не вырвался из него наружу и не истребил весь мир, кузнецы били по оковам, дабы укрепить их. Говорят, среди кузнецов и по сей день сохранилась традиция — в новогоднюю ночь они трижды стучат молотом по наковальне, чтобы укрепить цепи, которые не позволяют силам зла проникнуть в наш мир. Кружево Армянское кружево по характеру своих орнаментов имеет много общего с другими видами декоративно-прикладного искусства — резьбой по дереву, камню, металлу. Рисунок кружева нередко становился основой для узора, наносимого на хачкары. Существенно также, что если в Европе кружева носили дворяне и духовенство, то в Армении они были обязательной деталью национального костюма. В XIX и XX вв. центрами изготовления армянских кружев стали многие города Закавказья и Турции, где преобладало армянское население. Наши кружевницы владеют разноо- бразной техникой изготовления кружев, но особое место отводится кружеву, шитому иглой — из шелковых и золотых нитей. В орнаментах заметны следы старинных узоров — знаков Солнца, птиц, цветов и деревьев. Среди прославленных мастериц следует отметить представительницу самой, пожалуй, известной — Ванской — школы кружев Соговмэ Джрбашян, Агапи Айрапетян (Каринская школа), Мариам Тутунджян (Киликийская школа), ереванок Анаид Апамян и Вард Кочарян. Чеканка Во многих музеях мира сохранились металлические изделия мастеров всех времен. В технике чеканки создавались ювелирные изделия, монеты, оклады икон, оружие и даже скульптуры. Со II тысячелетия до н.э. в Армении центрами художественной обработки металлов и изготовления украшений стали Васпуракан, Киликия, Себастия, Ширак, Сюник и Арцах. Технику чеканки армянские мастера применяли при художественной обработке золота, серебра, меди, железа и других металлов.Одним из самых ценных образцов искусства чеканки является дарохранительница «Хотакерац» (1300 год), хранящаяся в Эчмиадзине. Но чеканка — это не только плоскорельефные узоры на ювелирных изделиях или предметах быта. Ее техническая разновидность — дифовка (холодная обработка листового металла ударами молотка) — применялась для выколачивания щитов, шлемов, рыцарских лат, а также для создания монументальных скульптур. Дифовку использовали, кстати, при изготовлении 7-метрового медного памятника Ленину в Ереване, по модели скульптора С. Меркурова. В ХХ веке искусство армянской чеканки было достойно представлено прекрасными декоративными блюдами Н. Куюмджяна и Ж. Чулояна, монументальными рельефами И. Бабяна с изображениями тигров и орлов. Бабян известен также своими портретными работами, среди которых особенно выделяется «Торос Рослин — живописец XIII в.» (триптих «Возрождение»). Художественная обработка дерева Армянские мастера применяли разнообразные способы для украшения деревянных изделий — резьбу, инкрустацию перламутром, благородными металлами, поделочными камнями. Наиболее выдающийся образец обработки дерева в Армении — трон католикоса (XVII в.), установленный в Кафедральном соборе Св. Эчмиадзина.Особенно широко была распространена резьба по дереву. В Армении ее часто применяли в архитектуре. Образцы такой резьбы сохранились на капителях колонн Севанского монастыря IX века, на двери церкви Сурб Аракелоц. Однако чаще этот вид работы по дереву использовался при изготовлении предметов городского и сельского быта. Старинные деревянные талисманы, головные части кроватей, колыбели, прялки, шкатулки — вот далеко не полный перечень предметов, которые по традиции украшались резьбой. Особо хочется отметить гатанахши — круглые деревянные доски, использовавшиеся для тиснения узоров на гате. Каждая семья имела свой гатанахш, поэтому рисунок на них никогда не повторяется. Керамика Первые образцы армянскoго искусства керамики датируются еще эпохой энеолита. Позднее ремесло интенсивно развивалось, достигнув расцвета в Араратском царстве (Урарту) — об этом свидетельствуют изделия VIII в. до н.э. Традиции армянской керамики получили широкое распространение в Cредние века, когда слава двинских и анийских мастеров вышла далеко за пределы страны. Самые известные образцы керамического искусства этого периода — блюда, чаши, кувшины с короткими горлами и низкими поддонами. Наиболее часто они украшались изображениями птиц и зверей. А еще покрывались глазурью. Впрочем, живописный эффект глазурованных глиняных поверхностей использовался не только в изготовлении бытовых предметов. История сохранила многочисленные упоминания об иконах из керамики в армянских церквях Иерусалима и Новой Джуги. Имеется даже описание одной из икон: на ней был изображен всадник, который боролся с драконом. В дальнейшем наиболее известными очагами развития армянского искусства керамики стали Константинополь, Тифлис, Львов. Сегодня армянское кера- мическое искусство с точностью повторяет приемы традиционного гончарного ремесла. Однако, сохранив древние традиции, современные мастера стремятся к новым формам и к новым средствам выражения. Кожевенное дело Обработкой кожи человек начал заниматься с незапамятных времен. У армян кожевенное дело не только развилось в отдельное ремесло, но и играло важную роль в целом ряде других ремесел, в частности, в создании многочисленных средневековых рукописей — матянов. При изготовлении пергамента для книг в Армении еще с III—IV веков использовали кожу ягненка или теленка. С выбором материала древние специалисты не прогадали: благодаря его прочности тысячи рукописей сохранились до наших дней. Не могли обойти ее стороной и древние «кутюрье» — она почти всегда использовалась в создании одежды и аксессуаров. Этот материал был в ходу и у мастеров, изготавливавших музыкальные инструменты. Кожа — необходимый элемент паркапзука — аналога шотландской волынки, дoола — армянского барабана, который покрывался тончайшим слоем кожи ягненка, предварительно обработанной водой и солью. Первый крупный армянский завод по обработке кожи основал в Эривани в 1850-х годах Арсен Габриелян. На берегу реки Зангу он построил маленькую мастерскую по переработке кожи. Уже к 1894 году Габриелян сумел объединить несколько мастерских в крупный завод под названием «Занги», который вскоре стал одним из самых передовых во всем Закавказье. Резьба по камню Армянской архитектуре присуще украшение фасадов резьбой по камню. Чаще всего их декорировали рельефными фигурами птиц, зверей и рыб. Нередко изображались и фантастические существа — драконы. Однако шедеврами армянского камнерезного искусства по праву считаются не имеющие аналогов в мире хачкары — крест-камни. Они ведут свое начало с IV века, но как жанр декоративного искусства изготовление хачкаров сформировалось лишь в IХ столетии. Именно с этого времени начался бурный расцвет искусства резьбы по камню. Хачкары, вначале строгие по композиции, позднее стали покрываться тонкой резьбой. Центральную часть каменного полотна занимает основной символ — крест, вырастающий из зерна или круга. Отражая идею божественного, хачкар сохранил и древнейшие символы вечности. Например, крест в круге — знак бесконечности движения, символическое отражение безостановочного ритма бытия. Ажурность резьбы придает орнаменту воздушность, как бы дематериализует камень. В ХIII в. ажур на хачкаре становится многослойным. Хачкары служили в основном надгробными камнями, но их также устанавливали в честь военных побед, по случаю основания поселений, завершения строительства храмов, дворцов, мостов, в качестве межевых или пограничных знаков. Изготавление дудука По конструкции дудук — инструмент простой, но он абсолютно уникален по своему тембру. Для изготовления этого духового музыкального инструмента мастера тщательно подбирают материал. Обычно это абрикосовое дерево лет 60—70, которое поливали нечасто, причем используется только один из его четырех слоев — красный. Все эти детали имеют значение, поскольку отражаются на звучании. Чрезвычайно важно соблюдать правильные пропорции — соотношение длины инструмента с расстояниями между отверстиями. Бархатный тембр дудука во многом зависит от качества мундштука, изготовление которого требует особого мастерства. Хороший мундштук может служить более десяти лет, обретая новые тембровые оттенки. По свидетельству археологов, возникновение дудука в Армении восходит к эпохе Тиграна Великого (I век до н.э.). Правда, некоторые ученые настаивают на XI—X вв. до н.э. Прототипы современного дудука описаны в древнеармянских манускриптах под именами «пог» или «циранапог», а привычное нашему уху название инструмента встречается в литературе начиная со второй половины XIX века. Основоположником современной школы изготовления дудука был варпет Карлен — практически все нынешние мастера являются его последователями. В 2005 году ЮНЕСКО провозгласила музыку, исполняемую на армянском дудуке, шедевром нематериального культурного наследия человечества. Ювелирное дело Oбработка металла, в том числе золота и серебра, была известна жителям Армянского нагорья еще во II тысячелетии до н.э. Техника ювелирного дела была усовершенствована в IX—VI вв. до н.э. В это время ювелиры уже использовали бронзовые и стальные инструменты, вырезая ими орнаменты. Одним из основных центров ювелирного искусства был Двин. Золотыми и серебряными переплетами, выполненными в технике черни, эмали и чеканки, украшалась главная духовная ценность — книга, а в некоторых записях упоминались имена ювелиров. Самобытным талантом отмечены и образцы церковной утвари, собранные в Музее-сокровищнице Эчмиадзина. В Средние века, помимо Ани и Двина, центрами ювелирного дела были также Карин, Трапезунд, Ван. В XIV—XVII веках, в эпоху длительных войн, ювелирное искусство, так же как и ряд других ремесел, пережило кратковременный упадок, вновь сменившийся расцветом в последующие несколько веков. Позже ювелирное дело развивалось в Ереване, Карсе, Александрополе, Ахалцихе, Шуше. Ювелирыармяне работали и за пределами страны: в Константинополе, Греции, городах Кавказа. Ковроткачество Почетное место в быту армян испокон веков занимал ковер — горг. Армянские ковры отличаются богатым орнаментом, яркой и гармоничной цветовой палитрой. Причем каждая этнографическая область — Ани, Баязет, Двин, Зангезур, Лори, Иджеван — оставила в ковроткачестве свой неповторимый почерк: Один из наиболее распространенных типов армянских ковров — вишапагорг — с изображением дракона (вишапа). Наряду с ними ткались арцвагорги — с изображением орла (арцива), одзагорги — с изображением змеи (одз) и т.п. Назначением подобной символики была защита от злых сил. Именно отсутствие конкретных изображений чего-либо и обилие различных архаических символов — Солнца, звезд, вечности — отличает армянские ковры от других. Для того, чтобы соткать ковер среднего размера, опытному мастеру понадобится год-полтора. Ткать можно не более 3—4 часов в день, потом притупляется зрение и ослабевает чувство цвета. Для армянского ковра характерны красный, синий, черный, желтый, коричневый, белый цвета и, как правило, отсутствие полутонов. Сегодня ковровщики используют готовые окрашенные нити, а в старину мастера сами пряли нить и придавали ей цвет натуральными красителями. Красную краску получали из кошенили — вордан кармир, зеленоватую — из железной охры. Применялись также растительные краски, изготовлявшиеся из шафрана, бессмертника, зеленой ореховой скорлупы. Все они отличались особой стойкостью. Наиболее известны ковры, сотканные в мастерских Кесарии, Себастии, Васпуракана, Гохтна, Арцаха, Сюника, Лори, Карса и Араратской долины.
    1 комментарий
    21 класс
    Художественная ковка «Ходыка и К»: г. Полоцк, Беларусь. http://hodyka.by
    12 комментариев
    136 классов
    Как закрутить волюту в «точку» и о том как сделать оправку от Кузницы "Anvil" г. Санкт-Петербург https://vk.com/forgeanvil
    4 комментария
    42 класса
    Немного эскизов от Кузницы "Anvil" г. Санкт-Петербург https://vk.com/forgeanvil
    7 комментариев
    29 классов
    Питьевой фонтан. Нержавейка. Студия Художественной Ковки. Киров.
    1 комментарий
    74 класса
    Каминный набор. Продолжение от Кузницы "Anvil" г. Санкт-Петербург https://vk.com/forgeanvil
    2 комментария
    35 классов
    ИМПЕРАТОРСКИЙ ПАВИЛЬОН. ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ. Реставрация и воссоздание кованого металлического декора. Фонарь и Корона. Март 2019. Императорский Павильон - отдельно стоящее здание, которое проектировалось как особо охраняемое место прибытий и отправлений царских поездов, а также для встреч важных представителей и глав других государств. Фасады здания выполнены в стиле французского ренессанса, богато украшены лепным и кованым декором. Художественную ковку выполняла мастерская известного мастера А. Ф. Энгельсона. Императорский Павильон сильно пострадал после событий 1917 и в годы блокады Ленинграда. В настоящий момент идет полная реставрация с воссозданием исторических высокохудожественных архитектурных деталей. Все работы выполнялись на основе исторических фото-документов, найденных в Архивы Санкт-Петербурга . Воссоздаваемые детали рисовались вручную в масштабе и затем моделировались в мягком материале, - чтобы кузнец художественной ковки лучше понимал форму детали и постарался максимально точно приблизиться к аутентичности и авторскому исполнению. Воссоздан и собран первый фонарь: откованы детали, отработана технология изготовления и сборки, скорректированы пропорции. Воссоздана Императорская корона: откованы детали и подготовлены к золочению, кованая сетка короны будет инкрустирована хрусталем. художники-реставраторы (слева-направо) : Сизиков Антон, Селицкий Сергей Одинцов Кузьма, Сергеев Антон. https://vk.com/kuzmartist
    5 комментариев
    82 класса
    Рома Кудрявцев г. Лида Беларусь
    3 комментария
    53 класса
    Сергей Колесников. Ульяновск.
    3 комментария
    143 класса
    Рабочий процесс.Кованные скульптуры.Кованный памятник.Работа ведеться квалифицированным мастером,художником по металлу Мосиным Ю А Чёрный металл. часть 2
    6 комментариев
    83 класса
Немного эскизов от Кузницы "Anvil" г. Санкт-Петербург https://vk.com/forgeanvil
Как закрутить волюту в «точку» и о том как сделать оправку от Кузницы "Anvil" г. Санкт-Петербург https://vk.com/forgeanvil
Каминный набор. Продолжение от Кузницы "Anvil" г. Санкт-Петербург https://vk.com/forgeanvil
Каминный набор. Начало. от Кузницы "Anvil" г. Санкт-Петербург https://vk.com/forgeanvil
17:53
Фрагмент птицы от Кузницы "Anvil" г. Санкт-Петербург https://vk.com/forgeanvil
06:02
Птица
3 629 просмотров
  • Класс
Сергей Колесников. Ульяновск.
Евгений Кобелев. Г. Губаха.
Показать ещё