Книга Притч. Глава 14, стихи 5-6: «Верный свидетель не лжёт, а свидетель ложный наговорит много лжи» (Притч. 14:5). В древнем христианском памятнике «Апостольские установления» этот стих связывается с темой мученичества, потому что если в нашем языке слово мученик происходит от слова «мучение», то есть мученики — это те, кто были умучены ради Христа, а в греческом языке, слово «мученик» звучит как μάρτῠρος и буквально означает «свидетель». То есть, своими мучениями и смертью за Христа он свидетельствует о своей вере во Христа, и, соответственно, он не лжёт, когда его спрашивают, христианин ли он, он говорит правду, и через это является верным свидетелем. Но почему сказано, что «ложный с
Книга Притч. Глава 14, стихи 3-4: «В устах глупого — бич гордости; уста же мудрых охраняют их» (Притч. 14:3). Бич — это кнут, которым стегают. Святитель Григорий Богослов говорит, что сказанное касается тех людей, которые любят обличать других, бичевать пророки. По гордости они предпочитают бичевать других. «Конечно, желают они, чтобы видели их превосходство, и большее питают довольство, когда их возбуждает гнев, чем когда уравновешивает любовь. Постоянно они хотят обнаружить то, на что могли бы обрушиться с руганью. Потому и написано: «в устах глупого — бич гордости», ибо такой человек, очевидно, знает, как жестче захлестнуть, но смиренное сочувствие ему незнакомо». Это существует и в на
Книга Притч. Глава 14, стих 2: «Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем» (Притч. 14:2). Здесь кажется, что слова в первой части стиха как будто стоят не в том порядке. Логично было бы сказать, что боящийся Господа идёт прямым путём. Но здесь не случайно сказано, что «идущий прямым путём боится Господа». Это означает, что человеку, который вступил на путь добродетели, сама его добродетельная жизнь помогает возрастать в богобоязненности. Начавший жить добродетельно, укрепляется в страхе Господнем. Святой Иоанн Златоуст по поводу этих слов говорит, что «добродетельная жизнь хороша и в том отношении, что присущий ей страх делает более богобоязненным». И, разу
Книга Притч. Глава 14, стих 1: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Притч. 14:1). Первая часть стиха относится к Церкви, о чем говорил святой Иоанн Златоуст: мудрая жена, которая устраивает дом свой — это Церковь, которая терпением и надеждой Христовой построила себе дом. Дом из кого? Из тех, кто пришёл к ней, и об этом сказано у апостола Петра, что Христос как фундамент, а мы на нем как камни живые, из которых строится общее здание (1Пет. 2:5). Если же понимать сказанное в отношении каждого человека, то речь идёт о том, как говорит святой Беда Достопочтенный, чтобы добрыми делами воздвигать себе дом в духовном отечестве. Наоборот, дурные люди разрушают т
Книга Притч. Глава 13, стих 26: «Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение» (Притч. 13:26). Разумеется, речь здесь не о физической пище, поскольку в этом отношении всё нередко бывает наоборот, о чем свидетельствует, например, притча о богаче и Лазаре. Речь здесь о познании Бога, как это объясняет древний церковный писатель Климент Александрийский: «Не для еды и питья мы созданы, а для познания Бога. Праведник, говорится, ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение (Притч. 13:26), ибо он предан своим постыдным пожеланиям, которым нет конца». О том же говорит и святитель Василий Великий, который использует эти слова, чтобы призвать: «Будем и мы искать пищи в слове
Книга Притч. Глава 13, стих 25: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13:25). Это прямо противоположно тому, о чем говорят многие современные учителя жизни: некоторые, что вообще нельзя наказывать детей, а другие, что как-то наказывать можно, но не физически. Понятное дело, что тяжкие избиения, истязания, издевательства над детьми — это преступление, и это совершенно не то, о чем говорится здесь, потому что это не наказание в смысле исправления, а просто издевательство над ребёнком как заведомо слабым человеком. Это бесконтрольное проявление страсти гнева, или даже каких-то садистских наклонностей. Не о таком говорит данный стих. Р