Название села.
Название селу дано по фамилии первопоселенцев детей боярских Бабиных. Фамилия Бабин происходит от дохристианского мужского имени Баба, распространенного у славян с 14 века. У тюрских народов слово Баба (ударение на втором слоге) означает «почитаемый мужчина», «дедушка». Половецкие воины, представители тюрских племен, совершавшие набеги на земли славян в 11-13 веках, носили косички для защиты от удара мечом сзади. От тех времен на Руси осталось немало каменных изваяний половецких воинов с косичками. Их ставили, когда умирал знатный человек. Есть такая статуя в Курском заповеднике «Стрелецкая степь». У славян значение слова трансформировалось в «похожий на бабушку», так как у них косы носили не дедушки, а бабушки. А.Баженова, в книге «Славян родные имена», относит имя Баба к временным. В древности была велика детская смертность. Люди не знали о существовании вирусов и бактерий, а причинами болезней считали происки нечистой силы. Адресом для нее было имя (знание имени позволяло творить заговоры, наводить порчу). Чтобы обезопасить младенца от этого давалось временное имя, не настоящее. Нередко бывало, что к имени все привыкали (да и чтили тогда бабушек) и оно становилось для человека постоянным. В древних значениях слова, Бабино – село, в котором проживают почитаемые мужчины и женщины*. Более благородное название придумать трудно.
Село имело и второе название Афонасьевское, по церкви в честь архиепископов Александрийских Афанасия и Кирилла (построена ранее 1684 года). Такая практика тогда была обычной. Двойное название имели большинство соседних сел. Так Кривицкие Буды еще назывались Троицкое, Любостань - Архангельское, Гахово - Сретенское, Липовец - Покровское, Косиново - Богоевленское. Долженково и Филатово так и назывались, потому что не имели церквей.
Первоначально в состав села Афонасьевское входило нынешнее село Леоновка, получившее название по имени первопоселенца Леона Бабина. В писцовой книге 1684 года Леоновка записана в составе села Бабино, а в писцовой книге 1692 года как самостоятельная деревня. Название деревни Вышняя Бабина впервые встречается в деле поместного приказа 1729 года, до этого разделения на село и деревню нет. В заголовке карты села 1784 года одновременно записано Вышняя и Верхняя Бабина, что дает право считать эти названия равнозначными. Верхняя Бабина самостоятельной деревней, как Леоновка, не была. В документах 18-19 веков официальное название: «село Афонасьевское Бабино тож с деревней Вышней Бабиной». Селом она стала в 1890 году с постройкой церкви в честь Иконы Казанской Божьей Матери.
Современное название Нижнее Бабино закрепилось за селом Афонасьевское, оно же Бабино, только в 20 веке.
*Версия автора.
Начало заселения.
Со времени нашествия монголо-татар на Курск в 1238 году и до 17 века на наших землях никто не жил. За этими местами надолго закрепилось название «дикого поля». Жить здесь было невозможно из-за постоянных набегов ногайцев, а затем крымских татар. Но Русь постепенно набирала силу. В 1597 году был укреплен новой крепостью город Курск и началось заселение Курского края служилыми людьми, направляемыми сюда добровольно-принудительно из центральных областей. Гнал людей и голод 1601-1602 годов, не затронувший Черноземье. Тогда река Москва покрывалась льдом на Спас, урожай погибал. Служилые люди делились на 2 категории. К первой относились дети боярские* - служилые люди «по отечеству», получавшие землю в поместную собственность и от 3 до 6 рублей жалованья в год. У них было право на крепостных крестьян. Вторая категория – служилые люди «по прибору», набиравшиеся из простых сословий. У них земля была в общинном пользовании. Немало поселилось у нас и различных «беглых людей», так как на окраине Руси исполнение законов было затруднительно. Не случайно сложилась поговорка: нет у белого царя вора пуще курянина (вор – в старинном значении слова – нарушитель законов).
В 1638 году белгородский воевода Петр Пожарский шлет челобитную царю Михаилу Федоровичу с просьбой построить город посередине между Курском и Белгородом. А только 1 августа 1649 года воевода Иван Никитич Колтовский с 600 детьми боярскими прибыл на Обоянское городище и приступил к постройке крепости.. Всего по Государеву указу велено было городским воеводам собрать и направить в Обоянь 205 стрельцов: из Калуги - 100 человек, из Тулы - 40 человек, из Белева -15 человек, из Одоева - 20 человек, из Алексина - 15 человек (все Тульской обл.) и из Мценска (Орловская) - 15 человек. Остальные первостроители города и защитники Обоянского края, выбирались (это важно) «на вечное житьё» из курских и орловских сведенцев, большинство из которых, за год или два до описываемых событий, были посланы на Государеву службу в Карпово Сторожевье (Белгородская обл.). Выбирались из «лутчих», способных и землю обрабатывать и строить и воевать, «прожиточных», у которых мужчин в семье «по три и по чатыря и больши». Общая численность составила 607 человек (Бабиных среди них не было), в том числе значилось 203 стрельца (2 человека умерли по дороге). Далее набор служилых людей продолжался уже в самой Обояни. В обоянской «десятне» (именной список служилых дворян и детей боярских) 1652 года под №84 записан «Андрей Селиванов сын Бабин на меринке с пищалью». По росписи Бутурлина 1648 года (еще до основания Обояни) на территории нынешнего Обоянского района около 20 маленьких деревень. Многие под другими названиями. Бабино среди них нет. В Государевой грамоте 7159 года ** обоянским поселенцам дан наказ: «…детем боярским обоянцом велели сказать чтоб они в тех деревнях жили з большим опасеньем и берегли тово накрепко чтоб на те их деревни воинские люди безвесно не пришли и уезных людей не побили и в полон не поймали…».
Служилые люди привлекались к службе с 15-ти лет и вносились в боевые списки «где кому в осадное время быть по башням и стенам». Их собирали в город только при получении известий о приближении татар: «без вести о татарах - читаем в грамоте 1639 года - их в городе держати не велено, потому что они, бедные однодворцы, работают сами на себя». Государство требовало от служилых людей, чтобы они не только несли воинскую службу, но и «всякие подати платили и поделки делали (обустройство крепостей) ». Потому, обычно, службу нес один член семьи, а все остальные вели хозяйство.
*Дети боярские – потомки бояр (независимо от поколения), не получившие по наследству крупного землевладения или места при дворе. Звание боярин отменено Петром 1 в начале 18 века. С этих пор дети боярские относятся к однодворцам, а с 1850 года причислены к государственным крестьянам.
**Современное летоисчисление ведется в России с 1 января 1700 года. До этого счет годам вели от сотворения мира по христианской мифологии. 7159-й год соответствует 1651-му г. Следует учитывать, что новый год до 1700 г. начинался 1 сентября
.
Первопоселенцы села Афонасьевское.
Село основано между 1651(еще нет) и 1666 годами (1е упоминание). Первыми поселились на бабинских землях дети боярские:Трифон, Леон и Дементий Корнеевы дети Бабины с сыновьями Иваном, Фатеем, Мироном, Никитой, Дмитрием и Семеном. Леон Бабин перешел на правый берег речки Большой Рыбницы и основал улицу Леоновку. К 90м годам 17 века Леоновка увеличилась до размера деревни и вышла из состава села Афонасьевское, оно же Бабино. Внук Дементия, Клемент Дмитриевич, в 1710 году ушел в зятья к Борису Прокофьевичу Калашникову в село Реутец, и стал родоначальником медвенской ветви Бабиных.
Другие первопоселенцы в Бабино:
Григорий и Петр Глебовы, Ерофей Смолянинов, Исай и Семен Парамоновы, Яков Белоусов, Федор Никитин (Микитин), Иван Коновалов, Дементий и Дмитрий Антиповы, Трофим и Михайло Апаликовы, Тимофей Щербаков, Сазон Писклов, Степан Сонин, Фома, Иван и Елисей Нефедовы, Евдоким и Арефий Минаковы, Семен Огурцов, Сидор Лунев, Сазон и Анисим Дементьевы, Антон Лебедев, Елисей и Елай Лисицины, Никон и Иван Инютины, Сава Умрихин, Анисим Ступин, Алексей Желкин, Власий Волков, Фома Глаткой, поп Григорий Иванов.
В Леоновке:
Степан Кононов, Сергей и Павел Полянские, Федор Белоусов, Федот Плотников, Никита и Артем Трубчениновы, Озар и Трофим Башкатовы, Иван и Тимофей Сухановы, Андрей Мачехин, Филип и Федор Некрасовы, Харитон Боев, Семен Крюков, Петр и Емельян Коноревы.
Иные фамилии, в первые 40 лет существования села, не встречаются.
В первой переписи 1723 года и второй переписи 1748 года в Бабино появляются фамилии Лукин, Старков, Силов, Долгов (Долгой Никита Ларионов сын), Долгополов, Деряженков, Перелыгин (Федор Савельев сын), Хомутов, Морозов, Устинов, Скобельдин (Трофим и Денис Козьмины дети), Чальцев, Тарасов, Даев, Линяев, Катов, Мецнянкин, Хоботов, Арехов, Сергеев,Никашин. В Леоновке: Зуборев, Звягин, Тараторкин (Федор), Гамов, Аверков, Буданов, Павлов, Ларин (Сергей Федосьев сын), Курмов.
В это время нынешние бабинские фамилии Попов, Разиньков, Гнездилов, Белозеров есть в Любостани, Комов и Зиборов - в Долженково, Малыхин - в Башкатово, Липовце, Шелеповке, Пыхтин - в Кривицких Будах, Емельянов - в Липовце, Башкатово, Зайцевых много в Малых Крюках.
По исследованной родословной жители, которым сейчас около 60 лет, являются 12м поколением от первопоселенцев.
Простым служилым людям давалось поместье до 25 четвертей. Дети боярские получали в оклад от 100 до 400 четвертей. Правда, никто из них такую площадь не использовал, так как крепостных они не имели (за редким исключением), а самим обработать столько земли не по силам.
По административному делению Бабино принадлежало к Долженковской волости, Залесскому стану* Обоянского уезда. Центр стана был расположен в соседней деревне Долженково, где находился становой пристав.
*В Залесском стане: Гридасово, Кривцовка, Луневка, Воробьевка, Шевелево, Башкатово, Косиново, Долженково, Филатово, Бабино, Леоновка, Любостань, Заломное.
Землепользование села.
В 18-19 веках село расположено в современных границах, включая часть Большого Гаховского леса, ныне принадлежащего лесхозу. В описании границ 17 века в качестве ориентиров указаны межевые столбы и приметные дубы, которые, естественно, не сохранились. С уверенностью можно сказать, что граница Бабино и Любостани проходила по ручью Долгий колодец (лог Паханый), как и сейчас. В1692 году селу « дано пашни пахоные и дикого поля и дубрав на пашню 1662 четверти в поли а в дву потому ж (2493 десятины*) земля добра сена…470 копен на усадьбы подворья и гуменники … 83 десятины… на животиной выпуск за речкой Рыбницей 10 десятин».
Земли села имели границу с землями деревни Леоновка, села Архангельское Любостань тож, села Сретенское Гахово тож, села Покровское Липовец тож (в лесу, по ручью Гахов колодезь), деревни Долженково и деревни Филатово.
Поле, между Осинником и границей с полями деревни Долженково, принадлежало помещице Бредихиной. Улицы Гороховка в 17-18 веках нет, первые дома там отмечены в середине 19 века. Выше Гороховки, до конца Осинника, поле не распахивалось, использовалось под покос трав. На Поповке, вплотную к Леску, усадьба попа с церковниками. Им же намерена земля выше Выгона и у начала Большого леса. На речке, чуть ниже Юдочкина колодца, водяная мельница господ Архаровых. На Выгоне дома были только рядом с Саплином. На карте 1857 года Саплин назван «лог Сипной». Верхней улицы на Засаплинке не было (Карна и Понизовка есть), как не было и хутора у лога Пожарного. В описании речки Рыбинки 18 века сказано: «… глубиною бывает два аршина, шириною пять саженей**… вода здоровая…». Через речку устроены 3 гати длинной от 3 до 35 саженей.
В деревне Верхнее Бабино, до середины 19 века, еще не заселены улицы Коноваловка и Бугряновка. Наполовину заселена Горка, дома к оврагу. На речке Большой Рыбнице, на переезде в Леоновку, водяная мельница филатовца Брянцева. Выше, на границе с Любостанью, мельница майора Лутавинова. Ручьи из Паханого, Барского колодца и Дехтярного, при соединении, названы речкой Долгий Колодезь. Выше Барского колодца владения коллежского секретаря Лукашева. Дорога из деревни до Рыльского шляха совпадает с современной. Пространство, от Большого леса до Деечкиной вершины и далее, через Шестидесятную на 44 гектарах и 22 гектарах в Крылатом и полосой до Макарюты, занимало мелколесье. Рыльский шлях проходил там же где и сейчас, но это была дорога по лесу.
Площадь села в 1784 году, со всеми угодьями, составляла 3038 десятин 320 квадратных сажен. Из них земли пашенной 2111 десятин, сенного покоса 195 десятин, лесу строевого и дровяного 632 десятины, под поселением, огородами, гуменниками и конопляниками 54 десятины, под церковью и кладбищем 1200 сажен, под проселочными дорогами 16 десятин, под речкою, полуречкою, прудом и полупрудами и водородными болотами 27 десятин.
*Десятина=2400 квадратных саженей=1,092 гектара=10 копен.
**Сажень=3 аршина=2,134 метра.
Помещики села.
Во второй половине 18 века граница Русского государства отодвигается к Азовскому и Черному морям и надобность в служилых людях в Курском крае отпадает. В это время в Бабино появляются помещики. Первыми наделяют землей вдов погибших военных.
Бригадирша Аграфена Алексеевна Архарова, вдова господина генерал порутчика и кавалера Николая бригадира* Ивана Петровича Архарова. Во владении господ Архаровых водяная мельница (куплена у Бредихиной) в селе Бабино. Крепостные крестьяне, в середине 18 века, за ней не числились. В селе не проживала.
Александра Петровна Бредихина, вдова прапорщика. Имела 4 двора крепостных (известны Зайцевы, Талдины, Денисовы, Дагадаевы), в которых 25 душ мужского пола. Дом господский деревянный. Земельный участок располагался между Осинником и долженским полем. До 1785 года, вместе с однодворцами Нефедовыми и Антиповым, владела водяной мельницей о двух мучных поставах, двух просяных ступах, с двумя сукновальнями. В 1857 году имением владела девица из дворян Варвара Петровна Бредихина.
Коллежский секретарь**Алексей Григорьевич Лукашев владел землей над Барским (Гремучим) колодцем в середине 19 века.
Обоянский подъячий*** Иван Андреевич Устинов, живший в Бабино в середине 18 века, владел 8 душами дворовых людей Скобельдиных. Сведений о владении землей нет.
Подполковник Леонтий Осипович и порутчик**** Степан Назарович Лутавиновы являлись любостанскими помещиками, но владели небольшим количеством земли в Бабино.
В первые 100 лет существования в Бабино помещиков и крепостных крестьян не было. В переписи 1748 года числятся только 8 душ мужского пола дворовых людей Скобельдиных. В это же время в Любостани дворовых и крепостных 110, а в Косиново 370 душ мужского пола. Бабинские помещики владели небольшими участками земли. Поместье Бредихиной, как и Лукашева (глазомерно по карте), не более 40-50 гектар.
*Бригадир – воинский чин рангом выше полковника
**Коллежский секретарь – гражданский чин 10 класса, низшая руководящая должность.
***Подъячий – помощник дьяка, писец и делопроизводитель приказной канцелярии. *****Порутчик (правильно поручик) – воинский чин перед штабс-капитаном.
Церкви села.
В 1666г. в селе построена часовня, а до 1684г. церковь. Посвящены архиепископам александрийским Афанасию и Кириллу. День памяти (престольный праздник) 31 января. Александрия, город и порт в Египте. Основан Александром Македонским в 332-331 годах до нашей эры. Около 300 лет был столицей Египта. Один из главных центров раннего христианства. Афанасий родился ок.295 года, умер в 373 году. На кафедре с 28 лет. Около 20 лет провел в ссылке и заточении. Разработал учение о «единосущии» бога-отца и бога-сына. Кирилл был епископом Александрии с 412 года. Умер в 444 году. Отдельный день его памяти 22 июня. Первым, на сегодня установленным, попом был Григорий Иванов (с 1666 г). В 1783 г. указан священник И. Попов. Ему помогали дьячок, пономарь и просфирница. Вокруг церкви намерена земля под кладбище. В юго-восточной части кладбища сохранилось возвышение, на котором была эта церковь. Прихожанами церкви были жители села Бабино и деревень Вышняя Бабина и Леоновка, за исключением улицы Лутавиновка. В указанных деревнях своих кладбищ не было. Более 200 лет они хоронили умерших на бабинском кладбище. Общим был и престольный праздник - зимний Афанасий и Кирилл. Церковь в Верхне-Бабино построена в 1890 году. Посвящена Иконе Казанской Божьей Матери. Ее прихожанами стали и леоновцы. Престольный праздник 4 ноября. В 1892 году в Бабино построили новую церковь, сохранившуюся до наших дней, а на месте старой установили каменную капличку (разрушена). Рассказывают, что селяне просили перенести престольный праздник с 31 января на более теплое время, так как подвыпившие на престольном празднике мужики часто обмораживались. Поэтому новую церковь посвятили только Афанасию, день памяти которого 15 мая. Церковь была двуглавой, что символизирует два естества во Христе: божественное и человеческое.
В 30х годах прошлого века обе церкви закрыли. А в июне 1941 года церковь в селе Нижнее Бабино постановили сломать. С помощью лошадей, стащили западную главу, под которой была колокольня. Прервал работу прискакавший из Обояни вестовой. Он объявил, что началась война. Когда завал разобрали, церковного креста не нашли. Богобоязненные люди говорили, что ушел в землю. После войны церкви использовались как складские помещения. Верхне-Бабинская церковь была переделана в клуб и вскоре сгорела. В 1992-1995 гг. в Курской области проводилась инвентаризация памятников архитектуры. Н-Бабинская церковь, с еще 6 Обоянскими храмами, включена в «Список выявленных объектов культурного наследия, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Селяне собирали деньги на ремонт храма, но руководство хозяйства этот порыв не поддержало.
Справка: Церковь в Долженково построена в 1900 году, в Филатово 1я в начале 18 века (до 1719 г.), 2я в 1783 г., 3я с1905 по 1918 год, в Косиново 1я в 17 веке, , 2я в 1801 году, 3я в1909 году, Козьмы и Домиана с 1943 года, в Рыбинских Будах 1я в 1774 году, 2я в 1896 г, Существующие храмы построены в Башкатово 1867г. Бушмено 1756г. Бегичево 1904г. Гахово 1845г. Каменка 1893г. Любостань 1900г. Липовец 1779г. Долгие Буды 1897г. Кривицкие Буды 1902 г. Трубеж 1868 г. обновлена в 1909 г.
Население.
По писцовой книге 1692 года в селе Афонасьевское, оно же Бабино записано 53 дачи земли. Перечислены фамилии, имена и отчества 77 человек мужского пола. Полное количество населения неизвестно, так как перепись тогда не проводилась.
По первым ревизским сказкам* 1723 года в селе Бабино 28 дворов. В них живут 23 однодворца городовой службы с домочадцами, 3 однодворца рейтарской (конной) службы, 2 однодворца солдатской службы и 1 копейщик (пехотинец, вооруженный копьем). 2 двора церковнослужителей: попа Григорея и дьячка Василея.
По переписи 1748 года (разделения на село и деревню нет) в селе числится 237 душ мужского пола. Из них 229 однодворцев, и 8 дворовых людей. Указан всего 31 двор. Число мужчин во дворе колеблется от 1 у Мирона Варфоломеева сына Ступина и Михаила Дмитриева сына Антипова, до 17 у Тимофея Леонова сына Парамонова и 23 у Трофима Тимофеева сына Белоусова. Думаю, что женщин было такое же количество. В больших дворах жилых домов могло быть несколько. Подтверждение этому находим в сказке предревизии 1719 года Ивана Глебова, где он пишет: «…у меня во дворе мужеска полу … да брат родной живет в особой избе…». Средняя численность двора, включая мужчин и женщин, около 15 человек.
В 1784 году (по описанию на карте) в селе Бабино 260 мужчин, из которых 235 однодворцев и 25 крепостных крестьян. В деревне Верхняя Бабина 251 душа, все однодворцы. Всего 511 душ мужского пола. В том же году, по описанию Курского губернатора А. Зубова, при доме помещицы Бредихиной 7 душ, пономаря Ершева 1 душа, однодворческих 125 дворов, в коих 256 душ; малороссиян (украинцев), живущих своими дворами 1 двор, 4 души (Дерюженкины). Всего 126 дворов, 268 душ. Кроме этого 7 дворов церковнослужителей, в оных 28 душ. Предполагаю, что указаны только взрослые.
В 1850 году в селе Бабино 68 дворов, в них 250 мужчин и 271 женщина. В деревне Вышняя Бабина 47 дворов, в них 223 мужчин и 247 женщин. Всего 991 человек, из них в селе 521, в деревне 470.
В 1862 году в селе Бабино 76 дворов, в них 295 мужчин и 339 женщин. В деревне Вышняя Бабина 51 двор, в них 233 мужчины и 249 женщин. Всего 1116 человек, из них в селе 634, в деревне 482.
В 1838 году население всего Обоянского уезда составляет 105 939 (ныне ок.30 000) человек. В самой Обояни 4 380, в селах и деревнях 101 559 человек. Из них 67 698 государственных крестьян, 30 132 крепостных. В Обоянский уезд тогда входили части Медвенского, Большесолдатского, Беловского, Пристенского районов, и часть Белгородской области. Всего насчитывалось 187 сел, деревень, слобод (ныне 54) и хуторов (ныне 29).
*Всего в 18-19 веках было проведено 10 переписей. В 1, 2 и 6 женщин не учитывали.
КАК
ЖИЛИ.
Жизнь наших предков детально показана в работе Алексея Степановича Машкина «Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда» изданной в Этнографическом сборнике
ИмператорскогоРоссийского Географического Общества в 5 выпуске за 1862 год. Автор подробно описывает как были устроены жилища и хозяйственные постройки, что сеяли, какие урожаи получали, какие блюда готовили, что сколько стоило, во что одевались, какие налоги платили, какие праздники и как праздновали и другие детали сельской жизни. Всего более 100 страниц печатного текста. Ее легко найти в интернете. Поэтому приведу только некоторые статистические данные, относящиеся к нашему селу.
В 1818 г. в хозяйствах села Бабино имелось 140 лошадей и 110
голов крупного рогатого скота.
По статистическим данным за 1882 г. в селе Бабино
Долженской волости, по разряду значились государственные душевые крестьяне - 803 человека, в том числе 111 домохозяев (150 изб). Грамотными были 16 человек, обучался один. В хозяйствах имелось: 216 рабочих лошадей, 51 жеребенок, 169 коров, 108 телят, 658 овец. В селе 14 дворов имело 567 колод пчел. Амбаров было 61, риг (большой сарай для сушки снопов хлеба с местом обмолота) – 5, промышленных заведений - 11, трактиров - 1. Размеры платежей на ревизскую душу
составлял 11 рублей в год.
В 1818г. в казенной деревне Вышней Бабино имелось 300
лошадей и 250 голов крупного рогатого скота
В 1882 г. в деревне Вышней Бабино Долженской волости, по разряду значились государственные душевые крестьяне - 710 человек,
в том числе 99 домохозяев (107 изб). Грамотных было 7 человек. В хозяйствах имелось: 198 рабочих лошадей, 51 жеребенок, 153 коровы, 107 телят, 707 овец. В деревне 17 дворов имело 280 колод пчел. Амбаров было 49, риг - 9, промышленных заведений - 9, трактиров - 1, торговых лавок - 2. Размеры платежей на ревизскую душу составлял 11 рублей в год.
Расселение жителей нашего села по России детально не изучалось, но для примера приведу известные данные о родах Бабиных. Семья Оникона Семеновича Бабина сослана в Бессарабию в 1827 г. Семьи Никифора Меркуловича Бабина, Григория Ивановича Бабина, Герасима Федоровича Бабина сосланы в Кавказскую область.". В 1786 году сошли на жительство в Екатеринославское наместничество Донецкой округи в село Веревкино Михаил Максимов сын Нефедов, Игнат Иванов сын Бабин, Данила Казьмин сын Бабин, Клемен Иванов сын Бабин, вдова Агафья Прокофьева дочь Суханова, Аникей Григорьев сын Беелоусов. Все 6 семей из Нижнее Бабино.
В 1810 году семья Бабина Ерофея Максимовича из села Верхний Реутец "сошли в Херсонскую губернию". В 1829 году семья Бабина Павла Карповича выбыла в город Ногайск Таврической губернии. В 1826 году семья Бабина Павла Петровича "выбыла в Старооскольский уезд".
Еще она волна переселения была 1828 году. 15 нижне- бабинских семей отбыли в Кавказскую область: Иван Сергеев Коновалов, Александр Трифонов Огурцов, Кузьма Максимов Сонин, Николай Никифоров Нефедов, Григорий Варламов Инютин, Василий Марков Нефедов, Прохор Корнеев Сонин, Давид Васильев Нефедов, Никита Кузьмин Константинов, Алексей Михайлов Нефедов, Ларион Наумов Парамонов, Автоном Дронов, Антипов, Дорофей Кузьмин Лукин, Петр Иванов Суханов, Андрей Пахомов Писклов. Семья Егора Дмитриевича Долгова - в Бессарабскую. Данных о Верхне-Бабино не имею.
Также использованы архивные материалы предоставленные Бабиным Игорем Петровичем.
Ежегодно вношу в ранее опубликованную историю села исправления и добавления. Сначала исправлю.
Наше село стало называться Нижним с 1890 года, когда в деревне Вышнее Бабино построили церковь и она тоже стало селом.
Вестовой, объявивший о начале войны, прискакал из Долженково. Там телефонная связь с Обоянью была еще в 1916 году. О начале войны было объявлено по радио в 12 часов 15 минут. Приехать к нам из Обояни к обеденному перерыву было невозможно.
Добавлю о священниках Афанасьевской церкви.
С 1666 г. до 1723 г. (последнее найденное упоминание) – Григорий Иванов.
Далее династия Гороховцевых (документы 1780 г., 1802 г., 1870-1887 г. г.) Последний - Павел. При нем дьякон Василий Гладкой, дьячек Виктор Ианов, пономарь Иван Пузанов. До священников Гороховцевых такой фамилии в селе не было. Нет ее в первой переписи 1723 года во всем обоянском уезде.
Интересен самый ранний найденный документ с этой фамилией. В ГАКО есть дело 1780 года об опознании у церковника села Бабино Г. М. Гороховцова украденной лошади однодворцем деревни Башкатова Козлитиным. Вот так попадают в историю. В ревизских сказках 1782 года все Гороховцевы - церковники, а в сказках 1795 года Стефан Петров сын и брат Алексей с семьями причислены из церковников в однодворцы
Сначала 1888 года - Иоан Нестеров. Затем крестил и венчал псаломщик Виктор Алексеевич Иванов, а отпевал священник Александр Преображенский (вероятно из соседнего прихода). В конце года священником назначен Александр Каракулин, служивший до 1897 г. Именно он перешел из старой церкви, стоявшей в углу кладбища, в ныне сохранившуюся.
С 1897 г. в церкви работали священники – Александр Семенов, Василий Белоусов, Федор Харланов, Василий Спесивцев, Константин Букин, Василий Евдокимов.
С 1909 г. и до закрытия церкви служил Никанор Соколов. Ему помогал псаломщик Евстафий Суханов. В селе еще есть человек помнящий «отца Миканора».
История Казанской церкви многократно короче. Первым священником был Феодор Харланов. Его сменил Дмитрий Чефранов. Псаломщик один - Александр Краснитский. В 1922 г. священником избран Владимир Булгаков.
В архиве ГАКО сохранились метрические книги Афанасьевской и Казанской церквей. За 1802 год – записи о селе Бабино, деревне Вышняя Бабина и деревне Леоновка в одной книге. За 1871 – 1916 годы - записи о селе Бабино, а до 1894 года и о деревне Вышняя Бабина, тоже в одних книгах. Казанская церковь построена в 1890 году, но еще 3 года записи велись в Афанасьевской. Книги Казанской церкви есть за 1894 – 1920 годы. Метрические книги леоновцев велись отдельно, кроме 1802 года. За 1876 год в Афанасьевской, за 1895, 1918, 1919 и 1920 в Казанской церкви. Располагаю скан копиями всех этих книг. Интересующимся могу сбросить на флешку. Клировые ведомости церквей в архиве только советского периода.
Из описания Афанасьевской церкви 1921года. В приходе 146 дворов, в них 1128 прихожан. Также в селе 5 дворов раскольников (старообрядцев), в них 37 человек. Церковь обнесена деревянной оградой. Имеется сторожка. Паперть открытая, под навесом на шести деревянных столбах. Колокольня в одной связи с церковью (в одном здании) с четырьмя колоколами весом 34 пуда 32 фунта, 6 пудов, 3 пуда и 1 пуд (общий вес 734кг). Храм не отапливается. Дверей деревянных 5. Окон с решётками 12, и в световом барабане без решеток 8. Клирос железный. У алтаря тоже железная решетка. Иконостас деревянный, золоченый, в 3 яруса. В нем 38 икон. Размер 8 аршин. Еще в церкви 37 отдельно стоящих икон. Священник пишет, что икон представляющих особую ценность нет. Есть серебряная утварь: напрестольный крест, дароносица, дарохранительница, звездица, потир, дискос, ложица. Имеется пара железных брачных венцов, медный трикирий, деревянный киот на жертвеннике, 5 деревянных аналоев, медный кувшин для святой воды, 10 стеклянных лампад, железные люстра и паникадило, 2 медных и 4 полотняных хоругви, 2 медных кадила, холщовая плащаница, травяное кропило и другие нужные принадлежности. Престол деревянный, покрыт парчой. Ризницы нет, облачение храниться в шкафу. Церковные книги есть все необходимые. Выделяют 2 евангелие в медной оправе и апостол в кожаном переплете. В библиотеке для чтения 11 томов. Священник живет в доме построенном тщанием прихожан в 1888 году. Усадебной земли дано 5 десятин 1057 кв. сажен, пахотной – 37 десятин 324 кв. сажени в двух местах. Фамилию архитектора церкви установить не удалось. Она очень похожа на Должонковскую, спроектированную Слесаревым, но он прибыл в Курскую епархию за полтора года до постройки нашей.
Никанор Соколов родился в 1877 году в семье псаломщика села Самарина (ныне Ивнянский район). Окончил Курскую духовную семинарию в 1899 году. Работал учителем ц-п школ села Котлева Льговского уезда, города Бахмута, псаломщиком в Старом Осколе, учителем в городе Георгиевске Владикавказской епархии. Рукоположен в сан диакона и священника в 1904 году. Священник села Кубани Дмитриевского уезда, слободы Венгеровки Обоянского уезда, слободы Прохоровки, села Дмитриевского Иванчиково Льговского езда, снова возвращен в Прохоровку. С 14 мая 1909 года в Бабино. В 1916 г. записан вдовцом. Жена умерла рано, а за детьми ухаживала крестьянка Васса Романовна Суханова - мать Ивана Суханова (нашего «Матросова»). Мария Бабина помнила его дочерей и сына. Говорила, что были очень скромные.
ДЕТИ БОЯРСКИЕ
Предки большинства коренных фамилий нашего села принадлежали к сословию «дети боярские». Кто же они такие? В 14 -15 веках это название имело буквальное значение и считалось выше дворянского звания. Если очень просто, то это потомки людей служивших на различных должностях при дворе князя и крупных землевладельцев княжества. В 17 веке они уравнялись с дворянами по статусу. Боярином обычно становился старший сын, а младшие устраивались в жизни сами. Дети боярские были «служилыми» людьми, т. е. несли воинскую службу. За это они верстались земельными и денежными окладами. В Бабино поместные оклады детей боярских «по отечеству» (по происхождению) составляли от 100 до 400 четвертей (от 150 до 600 гектар) в зависимости от статьи (ранга). Дворяне и дети боярские вносились в особые списки – «десятни». При верстании они должны были подтверждать свои родственные связи с уже записанными в «десятнях». Приведу выписку из разрядного приказа на челобитную Корнея Денисова сына Бабина (именно он, вместе с детьми, является основателем нашего села): -«… а родства ево в Курском в подлинном списку нынешняго, 161-го (1653), году написано: городовой 200 чети (четвертей) Федор Лукьянов сын Бабин, и Корнюшко сказал, что ему Федор дядя…». В небольшом количестве верстались в дети боярские и «прожиточные» (не бедные) свободные люди других сословий (в основном казаки и стрельцы), но им давались поместные оклады до 70 четвертей. В 1692году наши Глебов и Кононов имели оклады по 400 , Бабин, Белоусов и Смолянинов по 250, у Коновалова 200, у Минакова и Мачехина по 100 четвертей. Детьми боярскими были и многие другие наши первопоселенцы, но только эти фамилии подтверждены документально. Петр 1 отменил боярские звания. Дети боярские стали называться однодворцами. Тогда в семьях было много детей. Они обустраивали свои дворы, поэтому поместья дробились. В начале 18 века их средняя площадь в нашем селе уменьшилась до 40-50 гектар. В 19 веке однодворцы причислены к государственным крестьянам. Школьные представления о дореволюционном селе, где всевластные помещики и замордованные крестьяне, для Бабино совершенно не подходят. Наши предки были свободными людьми.
ТОПОНИМЫ.
На территории Верхнего и Нижнего Бабино есть 4 крупных лога: Паханый (в нем ручей Долгий Колодезь), Дехтярный, Пожарное и Лыков. Лога Паханый и Лыков - пограничные с землями других сел. Начинаются в пойме Рыбницы и выходят к Рыльскому шляху, проходящему по водоразделу. У этих логов много отвершков с собственными названиями. У Паханого – Короткое, Долгое, Макарюта, Красненькое, Лукашев, Умничек. У Дехтярного – Федотов, Большой яр, Синичье, Деечкино, Шестидесятное, Михейчиково, Байбашное, Дуденково. У Пожарного - Глухенкое, Больший яр, Остахово, Лисий яр, Рачки, Дудов, Дудова лощина, Волково, Голенькое, Ковалево, Дубрава. У Лыкова – Страшное, Сухая, Голенькая, Стольницкое, Казинка (эти вершины на бабинской стороне). Все названия перечислены по порядку, против часовой стрелки. Есть лога маленькие, практически, без отвершков. Это Осинник, Лесок, Саплин, Добненькое, Долгенький и еще один Лесок. К ним можно прибавить яр Лиманов. Имеют названия участки полей – Особняк, Лысая гора, Крылатое. По правой стороне Рыбницы лога: Будыкин, Акимов, Филиппов, Грамное, Краденое, Вишенное, Плоское, Долгенькое.
Предлагаю версии происхождения этих топонимов.
Много названий от имен владельцев: Макарюта, Федотов, Деечкино (имя Деечка, производное Дей), Михейчиково (имя Михей, производное от Михаил), Остахово (имя Остах, производное от Евстахий), Акимов, Филиппов. Лукашев - коллежский секретарь Алексей Григорьевич Лукашев владел землей над Барским (Гремучим) колодцем в середине 19 века.
Ковалево - от коваль (кузнец). Фамилии Ковалев в селах не было.
Волково – в 17 веке в Бабино записан Власий Волков. Но, возможно, в вершине часто встречали волков.
Будыкин – в 1748г. в Леоновке есть фамилия Будаков, вероятно с ошибкой прочитанная или записанная. 2. Будыка – прозвище человека, работающего в буде (будах).
Короткое, Долгое, Долгенькое – название указывает протяженность, длину.
Голенькое – без деревьев и кустарников.
Шестидесятное – площадью шесть десятин.
Лиманов – не думаю, что на прилегающем поле устраивали лиманное орошение. Каждую весну там естественным образом скапливается вода, как при таком способе орошения. На картах села 18-19 веков его еще нет.
Лесок – в былые времена заросшие небольшим лесом.
Саплин - на одной из карт он назван – Сипной. Сопеть и сипеть – слова близкие. Полагаю, что название от сиплого звука талой воды при весеннем половодье.
Добненькое – удобное, например, для заготовки сена.
Плоское – имеет плоское дно, здорово похоже на стадион.
Глухенькое – заросшее глухой крапивой или другой глухой (непригодной в сено) травой.
Рачки – развилка, как клешня у рака.
Лисий – до сих пор водятся лисы.
Казинка – место казенное, людям не принадлежащее.
Стольницкое – примыкает к Казинке. Возможно там косили сено для какого-то стольника.
Дубрава – когда-то росли дубы. Не все знают, что там действительно росли дубы, но в годы ВОВ (после освобождения села 21 февраля 1943 г.) их вырубили и устроили гать через речку Рыбницу для проезда танковой армии в весеннюю распутицу. Танки прошли другой дорогой, но дубов больше нет.
Особняк – участок поля не распахивался более 200 лет, использовался как сенокос.
Лысая гора – возвышенный участок поля, на котором не было деревьев и кустарников при заселении села.
Крылатое – участок поля, заходящий в Большой лес, как крыльцо у дома.
Вишенное – много диких вишен.
Сухая – на дне всегда суше, чем в других вершинах.
Синичье – много водилось синиц.
Дегтярный – место, где варили деготь.
Лыков – в лесу драли лыки для лаптей.
Паханый – вероятно, когда - то пахался.
Пожарное – название известно со второй половины 17 века. Значит, пожар там был в то же время.
Осинник – и сейчас растут осины. Грибы тоже есть.
Байбашное – нет уверенности, что там водились байбаки (сурки). Вот сусликов в былые годы было множество. Может их, по ошибке, называли байбаками.
Страшное – помню, как в до электрическое время были популярны рассказы о нечистой силе, охотящейся за людьми по ночам и как их, в самый последний момент, спасало пение петуха. В старину была «напряженка» с дровами. Люди ходили за ними в Лыков ночью. Воровать, конечно. И в большинстве рассказов именно из Страшного выезжала нечисть на белых конях.
Хмельничок – отвершек н-бабинского Леска, где рос дикий хмель.
Дудов , Дуденково – таких фамилий, имен и их производных не было. Возможно, владел человек хорошо играющий на дуде, а у него был сын.
Красненькое – может быть Красниково. Вершина на границе 3х районов, а в Любостани несколько дворов с фамилией Красников.
Грамное – мало информации для достоверной версии. Может быть от громадный или гром. У Даля эти слова однокоренные. Слова грамм в 17 веке не знали. Также непонятно, что увековечили леоновцы в Краденом. Что воры - понятно. А что украли?
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 3