1. Делай как я
Это самый древний способ передачи знаний, известный человечеству. Тот, кто уже знает и умеет, делает, ученик наблюдает и повторяет. У этого метода есть свои достоинства и недостатки. Основное его достоинство — простота. Тому, кто учит, не надо ничего делать специально, достаточно хорошо владеть навыком и постоянно применять его на глазах ученика. Главный недостаток метода — он неэффективен при обучении сложным навыкам, требующим хорошего знания теории. Тем не менее, родители вполне могут использовать этот метод, чтобы научить ребенка успешно договариваться с другими людьми, управлять своим временем, своими финансами, отвечать за свои поступки и действия, а также многим бытовым навыкам, необходимым в жизни.
2. Дидактический метод
Самый распространённый метод обучения в наше время, он используется в школах, вузах, рабочих коллективах. Нередко мы применяем его и дома. Он заключается в том, что ученику озвучивается ряд непреложных истин, которые он должен выучить и применять в дальнейшем. Аксиомы иллюстрируются примерами и отрабатываются на практике. Подобный метод хорош для усвоения школьных академических знаний или правил поведения, принятых у вас дома, но не учит думать, творить и проявлять инициативу. В младшем возрасте дети легче обучаются дидактическим методом, а вот в подростковом возрасте могут и бунтовать. При воспитании этот метод лучше использовать аккуратно и в сочетании с другими способами передачи знаний.
3. Эвристический метод
Этот метод наиболее сложен для наставника и требует определенных усилий от ученика, зато дает наиболее качественный и стойкий результат. Суть метода заключается в том, что мы даем ребенку примеры и информацию к размышлению, на основании которых он должен сам вывести правила и закономерности. Знания и опыт, полученные самостоятельно, лучше запоминаются и больше ценятся. Эвристический метод развивает уверенность в себе и творческие способности.
4. Метод «проб и ошибок»
Он заключается в том, что в процессе обучения мы предлагаем ребенку самостоятельно применить свои знания на практике. В большинстве случаев он допустит ошибки, а результат будет далек от совершенства. Тогда мы помогаем ребенку проанализировать ошибки, выявляем недостатки в выполненной работе и показываем, как делать правильно, дополняя практическую информацию необходимыми теоретическими данными. После этого ребенок снова делает задание, закрепляя полученные навыки. Этот метод хорош для детей, которые хватают знания «по верхам» и думают, что уже все поняли, он помогает им осознать пределы своей компетенции и мотивирует совершенствовать навыки. Однако если ребенок не уверен в себе и боится совершать ошибки, этот метод лучше не использовать.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Вспоминаю, как папа учил меня играть в шахматы. Иногда доводил дело до вроде бы безисходной ситуации, я загоняла его короля в угол, уже торжествуя, но... Ни разу не дал выиграть!
С тех пор не люблю шахматы и задачи с многоходовыми решениями!