Передавайте ответственность постепенно
Когда мы учимся чему-то новому, мы нуждаемся в том, чтобы знающие люди показали нам, как это делается, а потом какое-то время контролировали процесс. Только через какое-то время мы готовы отправиться в самостоятельное плавание. Те же самые правила действуют и с домашними заданиями. Ответственность за них нужно передавать постепенно. В первом классе домашних заданий вообще быть не должно, но обычно их все равно задают. Задача родителя — решить, насколько первоклассник готов к такой нагрузке. Но даже если ребенок с ней вполне справляется, первое время помогать ему нужно обязательно. Желательно, чтобы уже во втором-третьем классе ребенок делал уроки в основном сам.
2. Научите алгоритму выполнения заданий
Первое время делайте уроки вместе с ребенком, объясняя, как и в каком порядке лучше всего действовать. Например, в случае письменного задания его необходимо сначала прочитать, понять, что именно требуется выполнить. Потом нужно повторить материал, на котором основаны задания, перечитать правила. После этого необходимо выполнить задание на черновике и только потом переписать готовое задание в тетрадь.
3. Помогите ребенку освоить навыки самопроверки
Чтобы справляться с домашними заданиями самостоятельно, ребенок должен уметь самостоятельно находить свои ошибки. Чтобы этому научить, предложите ему самому проверить выполненную работу, сверяясь с теоретическим материалом из учебника. Чем больше ошибок ребенок найдет, тем лучше. Вам останется указать на оставшиеся погрешности. Делайте это каждый раз: сначала работу проверяет сам ребенок, потом вы. Постепенно он научится самостоятельно обнаруживать все ошибки, и ваша помощь станет не нужна.
4. Откажитесь от постоянного контроля
Когда родитель выполняет домашние задания с ребенком «от и до», контролируя каждый шаг и постоянно одергивая, если что-то сделано неверно, у школьника очень мало шансов научиться делать уроки самостоятельно. Если вам кажется, что пустить все на самотек означает, что ваше чадо немедленно скатится на двойки и тройки, вспомните, что оценки в начальной или даже средней школе вряд ли фатально повлияют на будущую жизнь. А вот отсутствие умения самостоятельно справляться с трудностями на будущее благополучие как раз повлиять может.
5. Не делайте всю работу за ребенка
Это еще одна крайность — при первой же просьбе ребенка о помощи быстро решить все за него и заняться своими делами. Это ускорит выполнение домашних заданий и обеспечит неплохие оценки, особенно на первых порах, но навык самостоятельной работы не выработает и знания усвоить не поможет. Не ленитесь разобраться с заданием и объяснить ребенку, как его выполнять, в перспективе это принесет больше пользы, чем выдача готового решения.
6. Не отказывайте в помощи
Даже если ваш ребенок давно делает уроки самостоятельно, это не повод отказывать в помощи, если она неожиданно понадобилась. Школьник может столкнуться с новым сложным материалом, что-то пропустить в классе или не знать, как выполняются задания такого типа. Если к вам обратились за помощью, ни в коем случае не заявляйте, что «ты уже давно самостоятельный, разбирайся сам». Лишенный поддержки, ребенок утратит мотивацию к тому, чтобы преодолевать трудности и это обязательно отразится на учебе не в лучшую сторону.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев