Помощь в подземке и запоминание маршрутов
Первые занятия с собаками-проводниками в столичной подземке состоялись в 2014 году. Начальник службы пассажирских сервисов Московского метрополитена Юлия Темникова рассказала, что за три года в метро обучили около 130 овчарок и лабрадоров.
«Сейчас подготовленные школой собаки-проводники сопровождают слабовидящих людей в различных городах России. Планируется, что до конца этого года в метро пройдут обучение еще около 80 собак-проводников», — добавила она.
На занятии на «Авиамоторной» самой юной оказалась шестимесячная Эристалиса — щенок лабрадора. Для того чтобы отработать упражнение по заходу на эскалатор, воспитателю питомника Юлии Череповой приходится уговаривать, успокаивать и подкармливать лакомствами животное.
«Она не боится — она не хочет. Когда вам некомфортно, вы же не идете туда, куда не хотите? Так же и Эристалиса. Сегодня она попала в метро во второй раз, а тут еще столько людей, камер и сплошное повышенное внимание, но ничего, сейчас она привыкнет и освоится», — поделилась инструктор.
А вот лабрадор Анри чувствует себя очень комфортно. Так и не скажешь, что в подземке он оказался впервые, — пес машет хвостом, охотно отзывается на команды и рад уткнуться мордой в чью-то руку.
«Анри сегодня первый раз в метро. Ему семь месяцев. Стараемся выводить собак с четырехмесячного возраста, но все животные разные и каждый случай индивидуален», — признался руководитель питомника Ольга Володина.
Черный лабрадор Хэнк подает пример щенкам — он спокойно сидит около инструктора и ждет своей очереди подняться на эскалатор.
«Если у собаки сильный стресс, то ее не будут готовить. Дается определенное время на привыкание к метро. Если собака чувствует себя некомфортно, то обучение не даст результатов. Все как у людей: некоторым подходят определенные профессии, а некоторым — нет», — пояснил инструктор-методист Вячеслав Кожевников.
Собака-проводник, находясь в метро, должна уметь останавливаться перед эскалатором, проходить через турникет, а также заходить в вагон поезда и выходить из него.
«Больше всего при обучении в метро собак пугает эскалатор. Вообще все, что касается движущихся и громыхающих предметов, вызывает если не страх, то беспокойство у животного. Мы стараемся проводить обучение таким образом, чтобы и помочь собаке освоиться, и не мешать пассажирам метрополитена», — отметил Александр Ивашков.
Собаки-проводники способны запоминать до 10–15 маршрутов, но нельзя провести обучение в столичном метрополитене, а после приехать в Казань и сразу спуститься в подземку. Для адаптации к новому городу и обстановке инвалид вместе с собакой и зрячим помощником проходят по маршрутам постоянного пользования.
«Как правило, уже через пару недель собака запоминает маршруты наизусть. Стоит произнести: “метро” — она отведет в подземку; “работа”, “магазин”, “аптека” и так далее», — рассказала Лидия Абрамова.
Комментарии 7