НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ
XIX век
Дерево, темпера; 22 × 19 см
КП 944
Иконография Страшного Суда, основанная на текстах Апокалипсиса, евангельских притч и видений ветхозаветных пророков, сложилась в византийском искусстве в IX- X веках. Первоначально существовавшая в рамках монументальной живописи, она стала использоваться в иконописи с XII века, но широкого распространения в ней не получила. В русской традиции эта иконография начала применяться в иконах с конца XV столетия и пользовалась большой популярностью. К середине XVI века появился самобытный русский вариант изображения Страшного Суда, включающий ряд оригинальных мотивов, не имеющих аналогов в искусстве других православных стран.
Композиция делится на несколько ярусов, в верхнем располагаются изображения Святой Троицы с предстоящими ангелами (в центре) и Небесного Иерусалима со святыми, вкушающими небесное блаженство (слева). В центре второго яруса восседает Христос Судия на престоле славы, по обе стороны от него представлены апостолы, а у ног - прародители Адам и Ева. Ниже, в третьем ярусе, располагается Престол Уготованный (Этимасия) с крестом, за которым стоят ангелы со свитками; с обеих сторон к Престолу подходят праведники.
В четвертом ярусе в центре изображены весы, на которых взвешивают поступки каждого человека; Внизу под весами стоит обнаженный юноша, привязанный к столбу, рядом с ним - ангел. Это «милостивый блудник», благодаря подаваемой им милостыни избавленный от вечных мук, но из-за блуда лишенный рая. Слева от блудника изображено шествие праведных в рай, во главе которого — апостол Петр, подносящий ключи к райским вратам. Над раем в круглом медальоне на престоле славе восседает Богоматерь, окруженная ангелами. Левее - благоразумный разбойник и праотцы Авраам, Исаак и Иаков.
По всему изображению проходит извивающийся огромный змей, который тянется к пяте Адама (согласно тексту ветхозаветной Книги Бытия (3: 15): «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту»). Хвост змея направлен в ад, где в разверстой алой звериной пасти восседает Сатана с Иудой на коленях. Вдоль левого поля иконы изображены крылатые монахи, возносящиеся в Небесный Иерусалим (согласно тексту видения прп. Иоанна Колова). Симметрично вдоль правого поля представлено низвержение с небес в адское пламя падших духов. Сочетание этих двух сюжетов в композиции Страшного Суда отражало распространенную в церковной литературе систему представлений, по которой праведники должны были занять на небесах место, освободившееся после отпадения десятого ангельского чина
В Новое время иконы с изображением Страшного суда были особенно распространены в старообрядческой среде, где эсхатологическая проблематика всегда была очень актуальной.
Икона из собрания Музея имени Андрея Рублева написана старообрядческим мастером в традиционной манере. Она двусторонняя и входила в минейный комплект, отражающий основные праздники церковного календаря. На ней Страшный суд соответствует переходящему празднику, приходящемуся на воскресенье накануне масленицы.
Культура.РФ пройдет трансляция кураторской экскурсии по выставке «Сотворение мира.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2